Маджхима Никая 49
Визит к Брахме

Адаптированная версия сутты МН 49

Однажды Учитель обратился к монахам с такими словами:

«Как-то раз богу Брахме по имени Бака пришла мысль, что его состояние вечно, неизменно, окончательно, что именно в его мире никто не рождается, не стареет, не умирает, не исчезает, не перерождается. Следовательно, за пределами этого мира, этого состояния, нет другого спасения.

Это воззрение было пагубным, и я, узнав о нём, мгновенно перенёсся в мир этого Брахмы. Брахма встретил меня гостеприимно, и тут же озвучил своё воззрение, о котором я сказал выше. На это я сказал ему:

– Уважаемый Брахма Бака, ты впал в заблуждение, поскольку говоришь о непостоянном как о постоянном, о месте, где есть рождение как о месте, где рождения нет, о том, что не является спасением как об окончательном спасении.

В этот момент злой дух овладел умом одного из приближённых Брахмы, и сказал мне через него:

– Монах, монах, перед тобой – Великий Брахма, Повелитель, Непревзойдённый, Владыка, Создатель и Творец, Высочайший Провидец, Господь и Отец тех, кто есть, и тех, кто когда-либо может быть. Его знание безупречно. Ты сильно рискуешь, говоря то, что ты говоришь. Все те, кто до тебя порицали Брахму, после смерти падали в низшие миры. Все те, кто когда-либо восхваляли Брахму, перерождались в высших мирах. Поэтому никогда не перечь Брахме.

Тогда я сказал:

– Я вижу тебя, злой дух. Брахма и свита Брахмы подпали под твою власть. Не надейся, что и я окажусь в твоих руках.

Тогда Брахма молвил:

– Почтенный, Я отнюдь не заблуждаюсь. В прежние времена множество подвижников практиковали аскезу, и они не могли найти состояния выше, чем то, в котором пребываю Я. Всё, за что бы ни взялся бы человек – это Я.

– Я знаю это, Брахма, – ответил я, – я прекрасно осведомлён о степени твоего могущества.

– И насколько же велико моё могущество, по-твоему? – спросил Брахма.

Я ответил:

– Ты властвуешь везде, где есть свет Луны и Солнца, ты властвуешь над тысячей таких миров, ты знаешь всех, ты знаешь все состояния бытия, ты знаешь, как приходят и уходят существа, ты являешься всем. Но, Брахма, есть три других состояния, которых ты не знаешь и не видишь, но которые я знаю и вижу. Есть мир Лучезарного Сияния, в котором ты умер и затем переродился здесь. Поскольку ты пребываешь здесь уже очень долгое время, ты забыл о том мире. Кроме того, есть мир Сверкающего Великолепия. И, наконец, есть мир, называемый Великим Плодом. Ты не знаешь и не видишь эти три мира, а я знаю их и вижу. Таким образом, я знаю и вижу то, чего не знаешь и не видишь ты. Получается, я выше тебя.

Далее я продолжил:

– Кроме того, познавая явления и существ во всех мирах, я не отождествлялся ни с чем и ни с кем, я не утверждал, что я являюсь чем-то или кем-то в этих мирах, и не утверждал, что “я” вне этого, я ничто не называл “моим”. Так что и тут оказывается, что я выше тебя.

Тогда Брахма спросил:

– Но не значит ли это, что для тебя нет ничего, что имело бы смысл?

Я ответил:

– Это лишь значит сознание, которое не проявляется где бы то ни было, не привязано ни к чему конечному, к чему бы то ни было из Всего.

– Более высокое существо может скрыться от взора более низкого, – сказал тогда Брахма Бака, – И вот сейчас я скроюсь от твоего взора.

– Изволь, скройся если сможешь, Брахма, – ответил я.

Но как ни старался, Брахма Бака не мог скрыться от меня. Тогда я сам предложил скрыться от его взора, и сделал это. Брахма и его свита могли слышать мой голос, но не могли видеть меня. Будучи невидимым для них, я произнёс:

– Я не стремлюсь ни к бытию, ни к небытию. Не утверждён я ни в одном из миров. Нет наслаждения, к которому я был бы привязан.

Брахма и его приближённые были поражены произошедшим. Тогда злой дух завладел умом одного из приближённых Брахмы, и сказал мне через него:

– Если такова твоя сила, почтенный, тебе не следует обучать мирян и монахов своему Учению. Ведь в процессе обучения ты можешь привязаться к ним, начать сопереживать им, и тогда после смерти окажешься в низшем мире. Такое уже бывало – бывали учителя, которые заявляли о своём полном освобождении, но которые при этом претерпевали падение, обучая учеников. Поэтому тебе следует просто покоиться в этом своём блаженном состоянии и не обучать никого.

На это я ответил:

– Я вижу тебя, злой дух. Ты говоришь это не из добрых побуждений. Те прошлые учителя, которые заявляли о своём полном освобождении, на самом деле не достигли его. Но я – достиг. Если Татхагата обучает учеников, он остаётся Татхагатой, Злой. Если Татхагата не обучает учеников, он остаётся Татхагатой. В нём более нет ничего, что могло бы претерпеть падение.

И на это злой дух не смог ответить».

Подпишитесь на рассылку о будущих ретритах, новых переводах Сутт, вопросах по Дхамме и важных новостях.