Маджхима Никая 48
Косамбийцы

Адаптированная версия сутты МН 48

Однажды Учитель пребывал близ города Косамби. В то время местные монахи были охвачены ссорой и спорами, говоря брат другу ранящие слова. Этой ссоре не было видно конца, и тогда некий монах отправился к Учителю и рассказал ему о происходящем. Учитель попросил позвать этих монахов.

Через какое-то время они явились, и, поклонившись Учителю, расселись вокруг. Учитель спросил у них, правда ли то, что о них говорят. Монахи подтвердили. Тогда Учитель сказал:

– Монахи, как вы думаете, если вы охвачены ссорой, спорами и говорите брат другу ранящие слова, можете ли вы при этом поддерживать доброту к вашим товарищам по святой жизни, в своих физических действиях, в своей речи и в своём уме, прилюдно и наедине?

– Нет, Учитель, – ответили монахи.

– Заблудшие вы люди, – молвил Учитель, – Грош цена вашему знанию и видению, если вместо того, чтобы поддерживать доброту к своим товарищам по святой жизни, вы ссоритесь и спорите с ними, пытаетесь ранить их словами и не можете прийти к согласию. Это принесёт вам вред и страдание на долгое время.

ШЕСТЬ ДОСТОЙНЫХ КАЧЕСТВ

Затем Учитель сказал следующее:

«Монахи, есть шесть качеств, которые необходимо взращивать, поскольку они создают любовь и уважение, и ведут к обоюдной пользе, согласию, содружеству и единству. Качества эти таковы:

Монах выражает доброту по отношению к товарищам по святой жизни прилюдно и наедине, (1) в своих физических действиях, (2) в своей речи, (3) в своём уме. Далее, (4) монах пользуется общими со своими товарищами вещами, ничего не присваивая себе. Он делится всем, что получает, если то, что и как он получает, соответствует Учению, включая даже и содержимое чаши для подаяний. Далее, монах, прилюдно и наедине, практикует и культивирует со своими товарищами (5) добродетели и (6) воззрения, соответствующие Учению.

СЕМЬ ЗНАНИЙ СОТАПАННЫ*

Из этих шести качеств наивысшим является шестое, касающееся воззрений. Все остальные качества держатся на нём, подобно тому, как шатёр держится на центральном столбе. Эти воззрения ведут того, кто практикует в соответствии с ними, к полному освобождению от страдания.

Каким образом это происходит? Монах удаляется в уединённое место, и размышляет, есть ли в нём какая-либо одержимость, которую он ещё не отбросил, которая могла бы захватить его ум так, что он не смог бы знать и видеть явления как они есть на самом деле. Подобными одержимостями могут быть

  • чувственное влечение,

  • недоброжелательность,

  • лень и апатия,

  • беспокойство и сожаление,

  • сомнение,

  • рассуждения об этом мире или ином мире,

  • охваченность ссорой и спором.

Допустим, что, поразмышляв об этом, он понимает, что свободен от каких бы то ни было одержимостей, которые могли бы захватить его ум так, что он не смог бы знать и видеть явления как они есть на самом деле. Это – первое благородное сверхмирское знание, обретаемое им.

Далее монах размышляет, достигает ли он сам, лично, внутреннего спокойствия и утешения, развивая и взращивая эти воззрения.

Поразмышляв об этом, он понимает, что действительно достигает внутреннего спокойствия и утешения. Это второе благородное сверхмирское знание, обретаемое им.

Далее монах размышляет, может ли какой-либо аскет или мудрец вне Учения Будды иметь такие же воззрения.

Поразмышляв об этом, он понимает, что такого аскета или мудреца быть не может. Это – третье благородное сверхмирское знание, обретаемое им.

Далее монах размышляет, соответствует ли его характер Гармоничному Воззрению. Каков же характер человека, имеющего Гармоничное Воззрение?

Во-первых, хотя такой человек может совершить некоторые проступки, противоречащие правилам дисциплины, он тут же сознаётся в этом проступке, раскрывает его, рассказывает о нём Учителю или мудрым товарищам по святой жизни, после чего он прилагает все усилия чтобы воздерживаться от подобных действий в будущем, подобно тому, как ребёнок отдёргивает руку от горячих углей, случайно дотронувшись до них.

Во-вторых, несмотря на то, что такой человек может быть занят различными делами, которые он совершает ради своих товарищей по святой жизни, тем не менее он уделяет большое внимание тренировке высшей добродетели, высших состояний ума, высшей мудрости, подобно тому, как пасущаяся корова продолжает постоянно присматривать за своим телёнком.

Поразмышляв об этом, монах понимает, что его характер в обоих аспектах соответствует Гармоничному Воззрению. Это – четвёртое и пятое благородные сверхмирские знания, обретаемые им.

Далее монах размышляет о том, обладает ли он устремлённостью, которая соответствует Гармоничному Воззрению. Какова же устремлённость, соответствующая Гармоничному Воззрению?

Во-первых, такой человек неизменно заинтересован Учением и Практикой, и если слышит изложение Учения, оставляет все дела и слушает.

Во-вторых, такой человек, изучая Учение и Практику, испытывает радость и вдохновение.

Поразмышляв об этом, монах понимает, что его устремлённость в обоих аспектах соответствует Гармоничному Воззрению. Это – шестое и седьмое благородные сверхмирские знания, обретаемые им.

Если благородный ученик обладает этими семью факторами, это значит, что он обрёл плод вступления в поток, что он является сотапанна пхала*».


* Сотапанна, сакадагами, анагами, арахант – стадии пробуждения (см. Приложение 6).

 

Подпишитесь на рассылку о будущих ретритах, новых переводах Сутт, вопросах по Дхамме и важных новостях.