Маджхима Никая 48
Косамбийцы

Адаптированная версия сутты МН 48

Однажды Учитель пребывал близ города Косамби. В то время местные монахи были охвачены ссорой и спорами, говоря друг другу ранящие слова. Этой ссоре не было видно конца, и тогда некий монах отправился к Учителю и рассказал ему о происходящем. Учитель попросил позвать этих монахов.

Через какое-то время они явились, и, поклонившись Учителю, расселись вокруг. Учитель спросил у них, правда ли то, что о них говорят. Монахи подтвердили. Тогда Учитель сказал:

– Монахи, как вы думаете, если вы охвачены ссорой, спорами и говорите друг другу ранящие слова, можете ли вы при этом поддерживать сердечное дружелюбие к вашим товарищам по святой жизни, в своих физических действиях, в своей речи и в своём уме, прилюдно и наедине?

– Нет, Учитель, – ответили монахи.

– Заблудшие вы люди, – молвил Учитель, – Грош цена тогда вашему знанию и вашему видению, если вместо того, чтобы поддерживать сердечное дружелюбие к своим товарищам по святой жизни, вы ссоритесь и спорите с ними, пытаетесь ранить их словами и не можете прийти к согласию. Это принесёт вам вред и страдание на долгое время.

ШЕСТЬ ДОСТОЙНЫХ КАЧЕСТВ

Затем Учитель сказал следующее:

«Монахи, есть шесть качеств, которые необходимо взращивать, поскольку они создают любовь и уважение, и ведут к обоюдной пользе, согласию, содружеству и единству. Качества эти таковы:

Монах выражает сердечное дружелюбие по отношению к товарищам по святой жизни прилюдно и наедине, (1) в своих физических действиях, (2) в своей речи, (3) в своём уме. Далее, (4) монах пользуется общими со своими товарищами вещами, ничего не присваивая себе. Он делится всем, что получает, если то, что и как он получает, соответствует Учению, включая даже и содержимое чаши для подаяний. Далее, монах, прилюдно и наедине, разделяет со своими товарищами (5) добродетели и (6) воззрение, соответствующие Учению.

СЕМЬ ЗНАНИЙ СОТАПАННЫ

Из этих шести качеств наивысшим является шестое, касающееся воззрения. Все остальные качества держатся на нём, подобно тому как шатёр держится на центральном шесте. Это воззрение ведёт того, кто практикует в соответствии с ним, к полному освобождению от страданий.

Каким образом это происходит? Монах удаляется в уединённое место, и размышляет, есть ли в нём какая-либо одержимость, которую он ещё не отбросил, которая могла бы захватить его ум так, что он не смог бы знать и видеть явления как они есть на самом деле. Подобными одержимостями могут быть чувственное влечение, недоброжелательность, лень и апатия, неугомонность и сожаление, сомнение, рассуждения об этом мире или ином мире, охваченность ссорой и спором.

Допустим, что, поразмышляв об этом, он понимает, что свободен от каких бы то ни было одержимостей. Это – первое благородное надмирное знание, обретаемое им.

Далее монах размышляет, достигает ли он сам, лично, внутреннего спокойствия и утешения, развивая и взращивая это воззрение.

Поразмышляв об этом, он понимает, что действительно достигает внутреннего спокойствия и утешения. Это второе благородное надмирное знание, обретаемое им.

Далее монах размышляет, может ли какой-либо духовный странник или мудрец вне Учения Будды иметь такое же воззрение.

Поразмышляв об этом, он понимает, что такого духовного странника или мудреца быть не может. Это – третье благородное надмирное знание, обретаемое им.

Далее монах размышляет, соответствует ли его характер гармоничному воззрению. Каков же характер человека, имеющего гармоничное воззрение?

Во-первых, хотя такой человек может совершить некоторые проступки, противоречащие правилам дисциплины, он тут же сознаётся в этом проступке, раскрывает его, рассказывает о нём Учителю или мудрым товарищам по святой жизни, после чего он прилагает все усилия чтобы воздерживаться от подобных действий в будущем, подобно тому, как ребёнок отдёргивает руку от горячих углей, случайно дотронувшись до них.

Во-вторых, несмотря на то, что такой человек может быть занят различными делами, которые он совершает ради своих товарищей по святой жизни, тем не менее он уделяет большое внимание тренировке высшей нравственности, высших состояний ума, высшей мудрости, подобно тому, как пасущаяся корова продолжает постоянно присматривать за своим телёнком.

Поразмышляв об этом, монах понимает, что его характер в обоих аспектах соответствует гармоничному воззрению. Это – четвёртое и пятое благородные надмирные знания, обретаемые им.

Далее монах размышляет о том, обладает ли он устремлённостью, которая соответствует гармоничному воззрению. Какова же устремлённость, соответствующая гармоничному воззрению?

Во-первых, такой человек неизменно заинтересован Учением и Практикой, и если слышит изложение Учения, оставляет все дела и слушает.

Во-вторых, такой человек, изучая Учение и Практику, испытывает радость и вдохновение.

Поразмышляв об этом, монах понимает, что его устремлённость в обоих аспектах соответствует гармоничному воззрению. Это – шестое и седьмое благородные надмирные знания, обретаемые им.

Если благородный ученик обладает этими семью факторами, это значит, что он обрёл плод вступления в поток, что он является сотапанна пхала».

Подпишитесь на рассылку о будущих ретритах, новых переводах Сутт, вопросах по Дхамме и важных новостях.