Маджхима Никая 46
Большая лекция о способах действия

Адаптированная версия сутты МН 46

Однажды Учитель обратился к монахам со следующими словами:

– Монахи, у большинства существ есть желание, чтобы не было неприятного, а было лишь приятное. И всё же, несмотря на эту мечту, нежелательное в их жизни преумножается, а желательное сходит на нет. Как вы думаете, почему это так?

Монахи не знали, что ответить, и выразили пожелание, чтобы Учитель сам дал им разъяснение. Тогда Учитель сказал:

– В таком случае, монахи, слушайте внимательно, что я вам скажу.

«Обычно люди не понимают, что им следует развивать, а что не следует; чему им стоит следовать, а чему не стоит. Соответственно, они развивают то, что не следует развивать, и следуют тому, чему не стоит следовать. В результате нежелательное в их жизни преумножается, а желательное сходит на нет.

Монахи, есть четыре способа действия, а именно, способ действия, (1) болезненный сейчас и болезненный впоследствии; (2) приятный сейчас и болезненный впоследствии; (3) болезненный сейчас и приятный впоследствии; (4) приятный сейчас и приятный впоследствии.

И вот, невежественный человек, не различая эти способы действия, развивает первые два, которые приносят боль впоследствии, и не развивает третий и четвёртый способы, которые несут приятные состояния в будущем. Это и приводит к тому, что нежелательное в его жизни преумножается, а желательное сходит на нет. Мудрый же человек поступает наоборот.

Что это за четыре способа действия? Они непосредственно связаны с нравственными предписаниями, а именно:

  • Не убивать и не причинять вред живым существам;
  • Не брать то, что вам не было дано;
  • Не допускать злоупотреблений в сексуальном поведении;
  • Не лгать;
  • Не говорить что-либо злонамеренно;
  • Не говорить грубых слов;
  • Не болтать попусту;
  • Не потакать алчности;
  • Избегать недоброжелательности даже в мыслях;
  • Избегать негармоничных воззрений.

(1) Допустим, некий человек нарушает предписания и из-за этого его преследуют неприятности и страдание, подобно тому как испытывает страдание человек, по неосторожности выпивший горький яд. Но мало того, он и после смерти будет пожинать от этих действий печальные результаты. Это – способ действия, болезненный сейчас и болезненный впоследствии.

(2) Другой вариант: человек нарушает предписания и испытывает при этом удовольствие и радость, подобно тому, как радуется человек, пьющий приятный напиток, смешанный с ядом. Однако после смерти его всё равно ждут горькие плоды этих действий. Это – способ действия, приятный сейчас и болезненный впоследствии.

(3) Третий вариант: человек соблюдает предписания, и это доставляет ему неприятности, боль и страдание, подобно тому, как страдает больной человек, пьющий горькое, но эффективное лекарство. Но после смерти он будет пожинать приятные плоды этих своих усилий. Это – способ действия, болезненный сейчас и приятный впоследствии.

(4) Четвёртый вариант: человек соблюдает предписания и чувствует от этого радость и удовольствие, подобно тому, как радуется больной человек, пьющий приятное на вкус и эффективное лекарство. Более того, он и после смерти будет пожинать приятные плоды этих своих действий. Это – способ действия, приятный сейчас и приятный впоследствии.

Наиболее совершенен из этих четырёх способов действия – четвёртый, поскольку он очевиден в своей пользе и ясности».

Подпишитесь на рассылку о будущих ретритах, новых переводах Сутт, вопросах по Дхамме и важных новостях.