Маджхима Никая 46
Большая лекция о способах действия

Адаптированная версия сутты МН 46

Однажды Учитель обратился к монахам со следующими словами:

Монахи, у большинства существ есть желание, чтобы не было неприятного, а было лишь приятное. И всё же, несмотря на эту мечту, неприятное в их жизни преумножается, а приятное сходит на нет. Как вы думаете, почему это так?

Монахи не знали, что ответить, и выразили пожелание, чтобы Учитель сам дал им разъяснение. Тогда Учитель сказал:

«В таком случае, монахи, слушайте внимательно, что я вам скажу.

Обычно люди не понимают, что им следует развивать, а что не следует; чему им стоит следовать, а чему не стоит. Соответственно, они развивают то, что не следует развивать, и следуют тому, чему не стоит следовать. В результате неприятное в их жизни преумножается, а приятное сходит на нет.

Монахи, есть четыре способа действия, а именно, способ действия, (1) неприятный сейчас и имеющий неприятный плод; (2) приятный сейчас и имеющий неприятный плод; (3) неприятный сейчас и имеющий приятный плод; (4) приятный сейчас и имеющий приятный плод.

И вот, невежественный человек, не различая эти способы действия, развивает первые два, которые приносят неприятный плод, и не развивает третий и четвёртый способы, которые приносят приятный плод. Это и приводит к тому, что неприятное в его жизни преумножается, а приятное сходит на нет. Мудрый же человек поступает наоборот.

Что это за четыре способа действия? Они непосредственно связаны с добродетелью, а именно:

  • Не убивать и не причинять вред живым существам;

  • Не брать то, что вам не было дозволено брать;

  • Не допускать злоупотреблений в сексуальном поведении;

  • Не лгать;

  • Не говорить что-либо злонамеренно;

  • Не говорить грубых слов;

  • Не болтать попусту;

  • Не потакать алчности;

  • Избегать недоброжелательности даже в мыслях;

  • Избегать негармоничных воззрений.

(1) Допустим, некий человек нарушает правила добродетели и из-за этого его преследуют неприятности и страдание, подобно тому, как испытывает страдание человек, по неосторожности выпивший горький яд. Но мало того, он и впоследствии будет пожинать от этих действий печальные результаты. Это – способ действия, неприятный сейчас и имеющий неприятный плод.

(2) Другой вариант: человек нарушает правила добродетели и испытывает при этом удовольствие и радость, подобно тому, как радуется человек, пьющий приятный напиток, смешанный с ядом. Однако впоследствии его всё равно ждут горькие плоды этих действий. Это – способ действия, приятный сейчас и имеющий неприятный плод.

(3) Третий вариант: человек следует добродетели, и это доставляет ему неприятности, боль и страдание, подобно тому, как страдает больной человек, пьющий горькое, но эффективное лекарство. Несмотря на страдания, испытываемые сейчас, впоследствии этот человек будет пожинать приятные плоды своих усилий. Это – способ действия, неприятный сейчас и имеющий приятный плод.

(4) Четвёртый вариант: человек следует добродетели и чувствует от этого радость и удовольствие, подобно тому, как радуется больной человек, пьющий лекарство, которое и эффективно и приятно на вкус. Он и впоследствии будет пожинать приятные плоды этих своих действий. Это – способ действия, приятный сейчас и имеющий приятный плод.

Наиболее совершенен из этих четырёх способов действия – четвёртый, поскольку он очевиден в своей пользе и приятности».

 

Подпишитесь на рассылку о будущих ретритах, новых переводах Сутт, вопросах по Дхамме и важных новостях.