Маджхима Никая 45
Малая лекция о способах действия

Адаптированная версия сутты МН 45

Однажды Учитель сказал монахам:

«Монахи, есть четыре способа действия: это способ действия,

(1) приятный сейчас, но порождающий страдание в будущем;

(2) болезненный сейчас и порождающий страдание в будущем;

(3) болезненный сейчас, но порождающий счастье в будущем;

(4) приятный сейчас и порождающий счастье в будущем.

(1) Где можно наблюдать первый способ действия, приятный сейчас, но порождающий страдание в будущем? Есть те, кто считает, что в чувственных удовольствиях нет никакого вреда. Они наслаждаются чувственными удовольствиями и развлекаются с куртизанками, думая: “Те, кто предупреждает об опасности чувственных удовольствий и призывают к полному пониманию их природы, говорят ерунду! Прикосновения этой женщины так легки, ласковы и приятны! Какая в них может быть опасность?” Так они проводят свою жизнь, но после смерти они оказываются в низших, несчастливых мирах, даже в аду. Только тогда они осознают опасность чувственных удовольствий.

Это подобно тому, как если бы у подножия мощного дерева начал прорастать росток лианы-паразита. Пока этот росток слаб, дерево могло бы подумать, что в нём нет никакой опасности, а его прикосновения легки, ласковы и приятны. Но приходит день, когда лиана обвивает этот дерево и в итоге дерево оказывается задушено ею.

(2) Где можно наблюдать второй способ действия, болезненный сейчас и порождающий страдание в будущем? Есть аскеты, предающие себя мучениям. Они голодают, едят пищу только с земли, не принимают ничего из горшка или из чаши, через порог, через палку. Они питаются лишь обрезками шкуры, мхом или коровьим навозом, либо только упавшими фруктами. Они постоянно стоят или сидят, обхватив колени. Они вырывают свои волосы и бороду. Они спят на шипах. Они погружаются в воду три раза в день. В общем, они всячески практикуют мучение и умерщвление тела. Так они проводят свою жизнь, но после они смерти оказываются в низших, несчастливых мирах, даже в аду.

(3) Где можно наблюдать третий способ действия, болезненный сейчас, но порождающий счастье в будущем? Есть люди, у кого от природы имеется сильное чувственное влечение, или склонность к злости и раздражительности, или к цеплянию за мнения. Всё это рождает в нём боль и уныние. Но тем не менее, несмотря на эту боль и уныние, он продолжает стараться вести жизнь совершенную и чистую. После смерти такой человек перерождается в счастливых мирах, даже среди богов.

(4) Где можно наблюдать четвёртый способ действия, приятный сейчас и порождающий счастье в будущем? Есть люди, которые по природе не имеют сильного чувственного влечения или склонности к злости и раздражительности, или к цеплянию за мнения. Такому человеку легко и с приятностью даётся жизнь совершенная и чистая. Когда он садится в медитацию, он переживает приятные джхановые состояния*. После смерти такой человек перерождается в счастливых мирах, даже среди богов.

Таковы, монахи, четыре способа действия».

———————————————————–

* В оригинале здесь приводится стандартное описание четырёх джхан.

Подпишитесь на рассылку о будущих ретритах, новых переводах Сутт, вопросах по Дхамме и важных новостях.