Маджхима Никая 44
Малое собрание вопросов и ответов

Адаптированная версия сутты МН 44

Однажды мирянин Висакха отправился к своей бывшей жене, монахине Дхаммадине, которая достигла полного и окончательного освобождения, и считалась равной Сарипутте в способности излагать Учение. Он задал ей ряд вопросов. Ниже приведены эти вопросы и ответы Дхаммадины.

«Я-ШНОСТЬ»

В.: «Что Учитель говорит по поводу “я-шности”?»

Д.: «Учитель говорит, что “я-шность” это цепляние за пять совокупностей: за форму, за переживание, за распознавание, за активность и за восприятие».

В.: «На чём основывается “я-шность”?»

Д.: «”Я-шность” основывается на страстном желании, которое ведёт к возобновлению вовлечённости, сопровождаемой наслаждением и влечением, находящее наслаждение в том и этом; иными словами, на страстном желании по отношению к чувственным удовольствиям, на страстном желании жить, на страстном желании избавиться от жизни».

В.: «Как “я-шность” прекращается?»

Д.: «Прекращение “я-шности” это полное угасание и прекращение, оставление, отбрасывание, отпускание и отвержение этого самого страстного желания».

В.: «В чём заключается путь к прекращению “я-шности”?»

Д.: «Путь к прекращению “я-шности” один, это Благородный Восьмеричный Путь, а именно: (1) Гармоничное Воззрение, (2) Гармоничное Намерение, (3) Гармоничное Общение, (4) Гармоничный Способ действия, (5) Гармоничный Образ Жизни, (6) Гармоничное Усилие, (7) Гармоничное Памятование, (8) Гармоничная Собранность ума».

В.: «Цепляние ― это то же самое, что и пять совокупностей цепляния, или же это разное?»

Д.: «Ни то же самое, ни разное. Цепляние ― это желание и влечение по отношению к пяти совокупностям цепляния».

Я-ШНЫЙ ВЗГЛЯД

В.: «Как возникает я-шный взгляд?»

Д.: «Обычный человек, не имеющий отношения к Учению Благородных, рассматривает форму, переживание, распознавание, активность и восприятие как “я”, или как принадлежащие “я”, или как находящиеся внутри “я”, или как то, в чём “я” находится. Вот как возникает я-шный взгляд».

В.: «При каких условиях я-шный взгляд не возникает?»

Д.: «Благородный ученик НЕ рассматривает форму, переживание, распознавание, активность и восприятие как “я”, или как принадлежащие “я”, или как находящиеся внутри “я”, или как то, в чём “я” находится. Вот при каких условиях я-шный взгляд не возникает».

ВОСЬМЕРИЧНЫЙ ПУТЬ

В.: «В чём состоит Благородный Восьмеричный Путь

Д.: «Благородный Восьмеричный Путь это (1) Гармоничное Воззрение, (2) Гармоничное Намерение, (3) Гармоничное Общение, (4) Гармоничный Способ действия, (5) Гармоничный Образ Жизни, (6) Гармоничное Усилие, (7) Гармоничное Памятование, (8) Гармоничная Собранность ума».

В.: «Является ли Благородный Восьмеричный Путь зависящим от причин и условий, или же он необусловленный?»

Д.: «Благородный Восьмеричный Путь зависит от причин и условий».

В.: «Три группы включены в Благородный Восьмеричный Путь или же Благородный Восьмеричный Путь включён в три группы?»

Д.: «Благородный Восьмеричный Путь включён в три группы. Гармоничное Общение, Гармоничный Способ действия, Гармоничный Образ Жизни включены в группу Добродетели. Гармоничное Усилие, Гармоничное Памятование, Гармоничная Собранность ума включены в группу Собирания Ума. Гармоничное Воззрение и Гармоничное Намерение включены в группу Мудрости».

СОБРАННОСТЬ УМА

В.: «Что такое собранность ума? Что является объектом собранности ума? Каков инструмент для достижения собранности ума? Каково развитие собранности ума

Д.: «Собранность ума это единение ума. Объект собранности ума это четыре опоры памятования. Инструмент для достижения собранности ума это четыре гармоничных старания. Развитие собранности ума это частое повторение и практика всего этого».

АКТИВНОСТЬ

В.: «Какие есть виды активности

Д.: «Есть три вида активности: телесная, словесная и умственная активность».

В.: «Что собой представляет каждая из этих трёх видов активности

Д.: «Вдохи и выдохи – это телесная активность. Думание об объекте и вращение внимания вокруг него – это словесная активность. распознавание и переживание – это умственная активность».

В.: «Почему именно так?»

Д.: «Вдохи и выдохи телесны, они сформированы телом, и потому относятся к телесной активности. Думание об объекте и вращение внимания вокруг него сформированы из речи, и потому относятся к словесной активности. Распознавание и переживание это умственные явления, они сформированы умом и потому относятся к умственной активности».

ПРЕКРАЩЕНИЕ

В.: «Как происходит Прекращение Распознавания-Переживания

Д.: «Когда практикующий достигает Прекращения Распознавания-Переживания, в нём не появляется мыслей, подобных таким: “Сейчас я достигну Прекращения Распознавания-Переживания”, или “Я достигаю Прекращения Распознавания-Переживания”, или “Я достиг Прекращения Распознавания-Переживания”. Вместо этого то, как прежде был развит его ум, приводит его в это состояние».

В.: «Когда практикующий достигает Прекращения Распознавания-Переживания, что прекращается вначале: телесная активность, словесная активность или умственная активность

Д.: «Когда практикующий достигает Прекращения Распознавания-Переживания, то вначале прекращаются словесная активность, затем телесная активность, затем умственная активность».

В.: «Как происходит выход из состояния Прекращения Распознавания-Переживания

Д.: «Когда практикующий выходит из состояния Прекращения Распознавания-Переживания, в нём не появляется мыслей, подобных таким: “Сейчас я выйду из состояния Прекращения Распознавания-Переживания”, или “Я выхожу из состояния Прекращения Распознавания-Переживания”, или “Я вышел из состояния Прекращения Распознавания-Переживания”. Практикующий выходит из прекращения за счёт заблаговременного установления намерения».

В.: «Когда практикующий выходит из состояния Прекращения Распознавания-Переживания, что возникает в нём вначале: телесная активность, словесная активность или умственная активность

Д.: «Когда практикующий выходит из состояния Прекращения Распознавания-Переживания, умственная активность возникает вначале, затем – телесная активность, затем – словесная активность».

В.: «Когда практикующий вышел из состояния Прекращения Распознавания-Переживания, сколько видов контакта затрагивает его?»

Д.: «Когда практикующий вышел из состояния Прекращения Распознавания-Переживания, три вида контакта затрагивают его: контакт с пустотностью, контакт с беспредметностью, контакт с бесстрастием».

В.: «Когда практикующий вышел из состояния Прекращения Распознавания-Переживания, к чему его ум тянется, склоняется, устремляется?»

Д.: «Когда практикующий вышел из состояния Прекращения Распознавания-Переживания, его ум тянется, склоняется, устремляется к отрешённости».

ПЕРЕЖИВАНИЕ

В.: «Какие есть виды переживания

Д.: «Есть три вида переживания: “приятное”, “неприятное”, “нейтральное”».

В.: «Что собой представляет каждое из них?»

Д.: «Всё, что переживается физически или умственно как приятное и доставляющее удовольствие, это “приятное”. Всё, что переживается физически или умственно как неприятное и мучительное, это “неприятное”. Всё, что переживается физически или умственно ни как доставляющее удовольствие, ни как мучительное, это “нейтральное”».

В.: «Что такое приятное и что такое неприятное в отношении приятного, неприятного и нейтрального переживаний?»

Д.: «Приятное рождает приятное переживание, когда продолжается, и неприятное, когда кончается. Неприятное рождает неприятное переживание, когда продолжается, и приятное, когда кончается. Нейтральное рождает приятное переживание, когда оно сопровождается знанием, и неприятное, когда оно не сопровождается знанием».

СКРЫТЫЕ СКЛОННОСТИ

В.: «Какая скрытая склонность скрывается в каждом из трёх видов переживания

Д.: «В ”приятном” скрывается скрытая склонность к влечению. В “неприятном” скрывается скрытая склонность к отторжению. В “нейтральном” скрывается скрытая склонность к неведению».

В.: «Каждое ли переживание скрывает в себе скрытую склонность к влечению, отторжению или неведению

Д.: «Нет, не каждое».

В.: «Что нужно устранить в отношении каждого вида переживаний?»

Д.: «В отношении “приятного” нужно устранить скрытую склонность к влечению. В отношении “неприятного” – к отторжению. В отношении “нейтрального” – к неведению».

В.: «Все ли переживания содержат скрытую склонность к влечению, отторжению или неведению, которые нужно устранить?»

Д.: «Нет, не все.

Вот, будучи отрешённым от чувственных удовольствий, отрешённым от нездоровых состояний ума, практикующий входит в первую стадию медитации и пребывает в ней. При этом, хотя он и продолжает думать, но его мысли не отвлекаются на постороннее. Отрешённость, свойственная этому состоянию, рождает радость и блаженство. Благодаря этому он отбрасывает влечение, и скрытая склонность к влечению не лежит в основе этого приятного переживания.

Вот практикующий думает: “Когда же я войду и буду пребывать в сфере, в которую сейчас входят и в которой пребывают Благородные?” В каждом, кто производит желание к высшим состояниям, возникает печаль, условием возникновения которой является это желание. Благодаря этому он отбрасывает отторжение, и скрытая склонность к отторжению не лежит в основе этого неприятного переживания.

Вот, оставив позади приятное и неприятное, с предыдущим исчезновением счастья и печали, практикующий входит в четвёртую стадию медитации и пребывает в ней: в чистоте спокойного памятования. Благодаря этому он отбрасывает неведение и скрытая склонность к неведению не лежит в основе этого нейтрального переживания».

ЧЕМ ЧРЕВАТО

В.: «Чем чревато “приятное”?»

Д.: «”Неприятным”».

В.: «А чем чревато “неприятное”?»

Д.: «”Приятным”».

В.: «А чем чревато “нейтральное”?»

Д.: «Неведением».

В.: «А чем чревато неведение

Д.: «Истинным знанием».

В.: «А чем чревато истинное знание?»

Д.: «Освобождением».

В.: «А чем чревато освобождение?»

Д.: «Ниббаной».

В.: «А чем чревата Ниббана

Д.: «Брат Висакха, ты зашёл в своих вопросах слишком далеко. Невозможно выйти за этот предел, потому что святая жизнь упирается в Ниббану, завершается в Ниббане, имеет Ниббану своим окончанием. Если хочешь, брат Висакха, можешь пойти к Учителю и спросить его».

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Тогда Висакха передал этот разговор Учителю, и тот подтвердил правильность ответов Дхаммадины.

Подпишитесь на рассылку о будущих ретритах, новых переводах Сутт, вопросах по Дхамме и важных новостях.