Маджхима Никая 43
Большое собрание вопросов и ответов

Адаптированная версия сутты МН 43

Однажды вечером Великий Коттхита вышел из медитации и, вместе с группой монахов, отправился к почтенному Сарипутте. И Великий Коттхита и Сарипутта были великими учениками Будды. Великий Коттхита задал Сарипутте ряд вопросов. Ниже приведены эти вопросы и те ответы, которые дал на них Сарипутта.

МУДРОСТЬ

К.: «Друг, что, согласно Учению, означает не обладать мудростью и обладать ею?»

С.: «Не обладать мудростью, согласно Учению, означает не понимать, что такое страдание, каково необходимое условие его возникновения, как страдание прекращается, и каков путь прекращения страдания. Соответственно обладание мудростью означает понимание этих четырёх истин – что такое страдание, каково необходимое условие его возникновения, как страдание прекращается, и каков путь к прекращению страдания».

СОЗНАНИЕ

К.: «Что такое сознание, согласно Учению?»

С.: «Сознание это способность воспринимать: что – приятно, что – неприятно, что – нейтрально».

К.: «Мудрость и сознание как-то связаны между собой?»

С.: «Мудрость и сознание связаны между собой. Между этими двумя понятиями невозможно провести чёткой границы. С помощью мудрости мы понимаем то, что восприняли. То, что мы воспринимаем, мы понимаем с помощью мудрости».

К.: «В чём же разница между мудростью и сознанием

С.: «Разница, друг, такова: мудрость следует развивать, а сознание следует полностью постичь».

ПЕРЕЖИВАНИЕ

К.: «Что такое переживание

С.: «Переживание это способность переживаниевать приятное, неприятное и нейтральное».

РАСПОЗНАВАНИЕ

К.: «Что такое распознавание

С.: «Распознавание это способность распознавать [явления и их качества – например,] голубое, жёлтое, красное, белое».

К.: «Переживание, распознавание и восприятие как-то связаны между собой?»

С.: «Переживание, распознавание и восприятие связаны между собой. Между этими понятиями невозможно провести чёткой границы. Человек переживает то, что распознаёт. Человек распознаёт то, что он воспринимает».

ПОЗНАВАЕМОЕ ЧИСТЫМ УМОМ

К.: «Что может быть воспринято чистым умственным восприятием, свободным от пяти органов физического восприятия?»

С.: «Чистым умственным восприятием, свободным от пяти органов физического восприятия, можно воспринять Сферу Бесконечного Пространства, Сферу Бесконечного Восприятия, Сферу Отсутствия Всего».

К.: «С помощью чего человек распознаёт каждое из этих состояний?»

С.: «Человек распознаёт каждое из этих состояний глазом мудрости».

К.: «В чём заключается цель мудрости

С.: «Цель мудрости, друг, заключается в прямом знании, в полном постижении и оставлении всех помрачений».

ГАРМОНИЧНОЕ ВОЗЗРЕНИЕ

К.: «Каковы условия для возникновения Гармоничного Воззрения

С.: «Для возникновения Гармоничного Воззрения есть два условия: голос учителя и мудрое внимание к нему».

К.: «Какие факторы должны сопровождать Гармоничное Воззрение, чтобы оно могло привести к полному и окончательному освобождению?»

С.: «Чтобы Гармоничное Воззрение могло привести к полному и окончательному освобождению, оно должно сопровождаться пятью факторами, а именно: добродетелью, изучением, обсуждением, утишением ума и прозрением».

ВОВЛЕЧЁННОСТЬ

К.: «Сколько всего видов вовлечённости

С.: «Есть три вида вовлечённости: вовлечённость в Сферу Чувственных Желаний, в Сферу Форм, в Сферу Бесформного».

К.: «Как вовлечённость воспроизводится?»

С.: «Существа услаждают себя теми или иными явлениями, и так воспроизводится вовлечённость».

К.: «А как воспроизводство вовлечённости прекращается?»

С.: «Друг, воспроизводство вовлечённости прекращается с угасанием неведения, с возникновением знания истины и с прекращением страстного желания».

ПЕРВАЯ СТАДИЯ МЕДИТАЦИИ

К.: «Что такое первая стадия медитации

С.: «Вот, будучи отрешённым от чувственных удовольствий, отрешённым от нездоровых состояний ума, монах входит в первую стадию медитации и пребывает в ней. При этом, хотя он и продолжает думать, но его мысли не отвлекаются на постороннее. Отрешённость, свойственная этому состоянию, рождает радость и блаженство. Это называется первой стадией медитации».

К.: «Друг, сколько факторов имеется в первой стадии медитации

С.: «В первой стадии медитации имеется пять факторов, а именно: думание об объекте медитации, вращение внимания вокруг него, радость, блаженство, единение ума».

К.: «Сколько факторов отброшены в первой стадии медитации и сколько факторов приобретены?»

С.: «В первой стадии медитации пять факторов отброшены и пять приобретены. Отброшены чувственные желания, недоброжелательность, сонливость и вялость, неугомонность и сожаление, сомнения. А приобретены: думание об объекте медитации и вращение внимания вокруг него, радость, блаженство, единение ума».

ПЯТЬ СПОСОБНОСТЕЙ

К.: «Есть следующие пять способностей, каждая из которых имеет свою область, отдельную сферу, и они не пересекаются, не накладываются брат на друга: это способность видеть, способность слышать, способность переживаниевать запахи, способность переживаниевать вкусы, способность ощущать что-либо телом. Что же их вмещает, что их испытывает?»

С.: «Эти пять способностей имеют прибежищем ум. Ум – это то, что их вмещает и испытывает».

К.: «За счёт чего эти пять способностей продолжают наличествовать?»

С.: «Эти пять способностей продолжают наличествовать за счёт жизненной энергии».

К.: «А за счёт чего продолжает наличествовать жизненная энергия?»

С.: «Жизненная энергия продолжает наличествовать за счёт жара».

К.: «А за счёт чего продолжает наличествовать жар?»

С.: «Жар продолжает наличествовать за счёт жизненной энергии».

К.: «Получается, что жизненная энергия продолжает наличествовать за счёт жара, а жар – за счёт жизненной энергии. Как это понимать?»

С.: «Я приведу тебе пример. Когда горит масляная лампа, её излучение видно потому что есть пламя, а её пламя видно потому что есть излучение. Так и жизненная энергия продолжает наличествовать за счёт жара, а жар – за счёт жизненной энергии».

ЖИЗНЕННАЯ АКТИВНОСТЬ

К.: «Является ли жизненная активность тем же самым, что и состояния наличия переживания? Или это разные явления?»

С.: «Жизненная активность и состояния наличия переживания это разные явления. Если бы они были одним, то невозможно было бы различить выход монаха из состояния Прекращения Распознавания-Переживания».

К.: «Что должно отсутствовать в теле, чтобы оно было оставленным и бесчувственным?»

С.: «Для того, чтобы тело было оставленным и бесчувственным, в нём должны отсутствовать три качества – жизненная энергия, жар и восприятие».

К.: «В чём отличие между тем, кто мёртв, и тем, кто находится в состоянии Прекращения Распознавания-Переживания

С.: «В случае с мёртвым, его телесная активность угасла и затихла, его словесная активность угасла и затихла, его умственная активность угасла и затихла, его жизненная энергия исчерпалась, жар ушёл, и его способности к восприятию навсегда прекратились. А в случае с тем, кто находится в состоянии Прекращения Распознавания-Переживания, его телесная активность угасла и затихла, его словесная активность угасла и затихла, его умственная активность угасла и затихла, но его жизненная энергия не исчерпана, жар не ушёл и его способности к восприятию работают предельно чётко».

ОСВОБОЖДЕНИЕ УМА

К.: «Каковы условия для достижения освобождённости ума за пределами неприятного и приятного?»

С.: «Есть четыре условия для достижения освобождённости ума за пределами неприятного и приятного: вот монах, оставив позади приятное и неприятное, с предыдущим исчезновением счастья и печали, входит в четвёртую стадию медитации и пребывает в ней: в чистоте спокойного памятования, за пределами неприятного и приятного».

К.: «А каковы условия для достижения беспредметной освобождённости ума?»

С.: «Есть два условия для достижения беспредметной освобождённости ума: уведение внимания от всех предмет и направление внимания на элемент беспредметности».

К.: «А каковы условия для устойчивости беспредметной освобождённости ума?»

С.: «Есть три условия для устойчивости беспредметной освобождённости ума: уведение внимания от всех объектов и направление внимания на элемент беспредметности, а также предшествующее этому волевое решение относительно длительности этого состояния».

К.: «А каковы условия для выхода из беспредметной освобождённости ума?»

С.: «Есть два условия для выхода из беспредметной освобождённости ума: направление внимания на все предметы и уведение внимания от элемента беспредметности».

К.: «Безграничная освобождённость ума, освобождённость ума в сфере отсутствия всего, пустотная освобождённость ума, беспредметная освобождённость ума: различны ли эти состояния по сути?»

С.: «Согласно одной трактовке, эти состояния различны по сути; согласно другой трактовке, эти состояния различаются только названием.

Первая трактовка, согласно которой это разные состояния, такова.

Безграничная освобождённость ума это реализация Божественных Обителей*.

Освобождённость ума в Сфере Отсутствия Всего это реализация Сферы Отсутствия Всего, когда практикующий, миновав Сферу Бесконечного Восприятия, сознаёт: “Здесь ничего нет”.

Пустотная освобождённость ума это когда практикующий, уединившись в безлюдном месте, наблюдает: «Это не “моё”, это не “я”, в этом нет никакого “я”».

Беспредметная освобождённость ума это когда практикующий, уведя внимание от всех объектов, входит в беспредметную собранность ума и пребывает в ней.

Вторая трактовка, согласно которой эти состояния различаются только названием, такова.

Влечение, отторжение, неведение создают ограничения. Тот, кто достиг полного и окончательного освобождения, достиг безграничной освобождённости ума.

Влечение, отторжение, неведение – это наличие чего-то. Тот, кто достиг полного и окончательного освобождения, достиг освобождённости ума в Сфере Отсутствия Всего.

Влечение, отторжение, неведение плодят предметы. Таким образом, тот, кто достиг полного и окончательного освобождения, достиг пустотной и беспредметной освобождённости ума».


* Здесь приводится стандартное описание практики Брахма Вихар (см. Приложение 4).

Подпишитесь на рассылку о будущих ретритах, новых переводах Сутт, вопросах по Дхамме и важных новостях.