Маджхима Никая 43
Большое собрание вопросов и ответов

Адаптированная версия сутты МН 43

Однажды вечером Коттхита вышел из медитации и, вместе с группой монахов, отправился к Сарипутте. И Коттхита и Сарипутта были великими учениками Будды. Коттхита, чтобы помочь монахам уяснить Учение, задал Сарипутте ряд вопросов. Ниже приведены эти вопросы и ответы, которые дал на них Сарипутта.

МУДРОСТЬ (пання)

К.: «Друг, что, согласно Учению, означает не обладать мудростью и обладать ею?»

С.: «Не обладать мудростью, согласно Учению, означает не понимать, что такое страдание, какова его причина, как страдание прекращается, и каков путь к прекращению страдания. Соответственно обладание мудростью означает понимание этих четырёх истин – что такое страдание, какова его причина, как страдание прекращается, и каков путь к прекращению страдания».

СОЗНАНИЕ (винняна)

К.: «Что такое сознание, согласно Учению?»

С.: «Сознание это способность познавать, что – приятно, что – болезненно, что – нейтрально».

К.: «Мудрость и сознание как-то связаны между собой?»

С.: «Мудрость и сознание связаны между собой. Между этими двумя понятиями невозможно провести чёткой границы. Что человек с мудростью понимает, то он познаёт. Что он познаёт, то он с мудростью понимает».

К.: «В чём же разница между мудростью и сознанием?»

С.: «Разница, друг, такова: мудрость следует развивать, а сознание следует полностью постичь».

ЧУВСТВО (ведана)

К.: «Что такое чувственная оценка?»

С.: «Чувственная оценка это способность чувствовать удовольствие, боль и нейтральное».

РАСПОЗНАВАНИЕ (сання)

К.: «Что такое распознавание?»

С.: «Распознавание это способность распознавать [явления и их качества – например,] голубое, жёлтое, красное, белое».

К.: «Чувство, распознавание и сознание, как-то связаны между собой?»

С.: «Чувство, распознавание и сознание связаны между собой. Между этими понятиями невозможно провести чёткой границы. Что человек чувствует, то он распознаёт. Что он распознаёт, то он познаёт».

ПОЗНАВАЕМОЕ ЧИСТЫМ УМОМ

К.: «Что может быть познано чистым сознанием ума, свободным от пяти органов чувств?»

С.: «Чистым сознанием ума, отделённым от пяти органов чувств, можно познать сферу бесконечного пространства, сферу бесконечного сознания, сферу отсутствия всего».

К.: «С помощью чего человек распознаёт состояние, которое можно познать?»

С.: «Человек распознаёт состояние, которое можно узнать, с помощью глаза мудрости».

К.: «В чём заключается цель мудрости?»

С.: «Цель мудрости, друг, заключается в прямом знании, далее — в полном постижении и оставлении всех помрачений».

ГАРМОНИЧНЫЕ ВОЗЗРЕНИЯ (саммадиттхи)

К.: «Каковы условия для возникновения гармоничных воззрений?»

С.: «Для возникновения гармоничных воззрений есть два условия: голос учителя и мудрое внимание к нему».

К.: «Какие факторы должны сопровождать гармоничное воззрение, чтобы оно могло привести к полному и окончательному освобождению?»

С.: «Чтобы гармоничное воззрение могло привести к полному и окончательному освобождению, оно должно сопровождаться пятью факторами, а именно: добродетелью (сила), изучением (сута), обсуждением (сакаччха), безмятежностью (саматха) и проникновением в суть (випассана)».

ВОВЛЕЧЁННОСТЬ (бхава)

К.: «Сколько всего видов вовлечённости?»

С.: «Есть три вида вовлечённости: вовлечённость в сферу желаний, вовлечённость в сферу форм, вовлечённость в сферу бесформного».

К.: «Как происходит возобновление вовлечённости?»

С.: «Возобновление вовлечённости происходит из-за того, что существа наслаждаются теми или иными явлениями».

К.: «А как пресекается возобновление вовлечённости?»

С.: «Друг, возобновление вовлечённости пресекается с угасанием неведения, с возникновением истинного знания и с прекращением страстного желания».

ПЕРВАЯ ДЖХАНА

К.: «Что такое первая джхана?»

С.: «Вот, будучи в достаточной степени отстранённым от чувственных удовольствий, отстранённым от нездоровых состояний ума, монах входит в первую джхану и пребывает в ней, что сопровождается думанием об объекте медитации и удержанием внимания на нём, а также радостью и довольством, которые возникли из-за этой отстранённости. Это называется первой джханой».

К.: «Друг, сколько факторов имеется в первой джхане?»

С.: «В первой джхане имеется пять факторов, а именно: думание об объекте медитации (витакка), удержание внимания на нём (вичара), радость (пити), довольство (сукха), единение ума (читтэкаггата)».

К.: «Сколько факторов отброшены в первой джхане и сколько факторов приобретены?»

С.: «В первой джхане пять факторов отброшены и пять приобретены. Отброшены чувственные желания, недоброжелательность, сонливость и вялость, неугомонность и сожаление, сомнения. А приобретены: думание об объекте медитации и удержание внимания на нём, радость, довольство, единение ума».

ПЯТЬ СПОСОБНОСТЕЙ (панчиндрия)

К.: «Есть следующие пять способностей, каждая из которых имеет свою область, отдельную сферу, и они не пересекаются, не накладываются друг на друга: это способность видеть, способность слышать, способность чувствовать запахи, способность чувствовать вкусы, способность ощущать что-либо телом. Что же их вмещает, что их испытывает?»

С.: «Эти пять способностей имеют прибежищем ум. Ум — это то, что их вмещает и испытывает».

К.: «За счёт чего эти пять способностей продолжают наличествовать?»

С.: «Эти пять способностей продолжают наличествовать за счёт жизненной энергии (айю)».

К.: «А за счёт чего продолжает наличествовать жизненная энергия?»

С.: «Жизненная энергия продолжает наличествовать за счёт жара (усма)».

К.: «А за счёт чего продолжает наличествовать жар?»

С.: «Жар продолжает наличествовать за счёт жизненной энергии».

К.: «Получается, что жизненная энергия продолжает наличествовать за счёт жара, а жар – за счёт жизненной энергии. Как это понимать?»

С.: «Я приведу тебе пример. Когда горит масляная лампа, её излучение видно потому что есть пламя, а её пламя видно потому что есть излучение. Так и жизненная энергия продолжает наличествовать за счёт жара, а жар – за счёт жизненной энергии».

ЖИЗНЕННАЯ АКТИВНОСТЬ (айюсанкхара)

К.: «Является ли жизненная активность тем же самым, что и состояния наличия чувства (ведания дхамма)? Или это разные явления?»

С.: «Жизненная активность и состояния наличия чувства это разные явления. Если бы они были одним, то невозможно было бы различить выход монаха из состояния прекращения распознавания и чувствования (сання ведайита ниродха)».

К.: «Что должно отсутствовать в теле, чтобы оно было оставлено и бесчувственно?»

С.: «Для того, чтобы тело было оставлено и бесчувственно, в нём должны отсутствовать три качества — жизненная энергия, жар и сознание».

К.: «В чём отличие между тем, кто мёртв, и тем, кто находится в состоянии прекращения распознавания и чувствования?»

С.: «В случае с мёртвым, его телесная активность (кайя санкхара) угасла и затихла, его словесная активность (вачи санкхара) угасла и затихла, его умственная активность (читта санкхара) угасла и затихла, его жизненная энергия исчерпалась, жар ушёл, и его способности к восприятию (индрия) навсегда прекратились. А в случае с тем, кто находится в состоянии прекращения распознавания и чувствования, его телесная активность угасла и затихла, его словесная активность угасла и затихла, его умственная активность угасла и затихла, но его жизненная энергия не исчерпана, жар не ушёл и его способности к восприятию работают невероятно чётко».

ОСВОБОЖДЕНИЕ УМА (читта вимутти)

К.: «Каковы условия для достижения освобождённости ума за пределами боли и удовольствия?»

С.: «Есть четыре условия для достижения освобождённости ума за пределами боли и удовольствия: вот монах, оставляя удовольствие и боль, с предыдущим исчезновением радости и печали, входит в четвёртую джхану и пребывает в ней: в чистейшем спокойствии и осознанности, за пределами боли и удовольствия».

К.: «А каковы условия для достижения безобъектной освобождённости ума?»

С.: «Есть два условия для достижения безобъектной освобождённости ума: уведение внимания от всех объектов (сабба нимитта аманасикаро) и направление внимания на элемент безобъектности (анимитта дхату)».

К.: «А каковы условия для устойчивости безобъектной освобождённости ума?»

С.: «Есть три условия для устойчивости безобъектной освобождённости ума: уведение внимания от всех объектов и направление внимания на элемент безобъектности, а также предшествующее этому волевое решение относительно длительности этого состояния».

К.: «А каковы условия для выхода из безобъектной освобождённости ума?»

С.: «Есть два условия для выхода из безобъектной освобождённости ума: направление внимания на все объекты и уведение внимания от элемента безобъектности».

К.: «Безграничная освобождённость ума, освобождённость ума в сфере отсутствия всего, пустотная освобождённость ума, безобъектная освобождённость ума: различны ли эти состояния по сути?»

С.: «Согласно одной трактовке, эти состояния различны по сути; согласно другой трактовке, эти состояния различаются только названием.

Первая трактовка, согласно которой это разные состояния, такова.

Безграничная освобождённость ума это реализация божественных состояний (брахма-вихара)*.

Освобождённость ума в сфере отсутствия всего это реализация сферы отсутствия всего, когда практикующий, миновав сферу безграничного сознания, сознаёт: «Здесь ничего нет».

Пустотная освобождённость ума это когда практикующий, уединившись в безлюдном месте, наблюдает: «Это не “моё”, это не “я”, в этом нет никакого “я”».

Безобъектная освобождённость ума это когда практикующий, уведя внимание от всех объектов, входит в безобъектную собранность ума и пребывает в ней.

Вторая трактовка, согласно которой эти состояния различаются только названием, такова.

Влечение, отторжение, неведение создают ограничения. Тот, кто достиг полного и окончательного освобождения, достиг безграничной освобождённости ума.

Влечение, отторжение, неведение — это наличие чего-то. Тот, кто достиг полного и окончательного освобождения, достиг освобождённости ума в сфере отсутствия всего.

Влечение, отторжение, неведение плодят объекты. Таким образом, тот, кто достиг полного и окончательного освобождения, достиг пустотной и безобъектной освобождённости ума».

————————————-

* Здесь приводится стандартное описание практики Брахма Вихар.

Подпишитесь на рассылку о будущих ретритах, новых переводах Сутт, вопросах по Дхамме и важных новостях.