Маджхима Никая 40
Малая лекция в Ассапуре

Адаптированная версия сутты МН 40

Однажды, находясь в городе Ассапура, что в стране Ангов, Учитель обратился к монахам с такими словами:

«Монахи, вас называют духовными людьми, и сами вы называете себя так. Поскольку вы называете себя так, вам следует тренироваться следующим образом: “Мои дела и моя практика будут соответствовать званию духовного человека, так, чтобы миряне, приносящие нам в дар одежду, еду, кров, лекарства, получали бы максимальную пользу, так, чтобы наш уход из дома не был тщетным, но был плодотворным и воодушевляющим для других людей”.

Какие же образом монах отклоняется от пути духовного человека?

Монах отклоняется от пути духовного человека, если он проявляет нездоровые состояния и не отбрасывает их – а именно: алчность, недоброжелательность, злобу, негодование, презрение, надменность, зависть, скупость, притворство, ложь, порочные желания, негармоничные воззрения.

Если монах проявляет эти нездоровые состояния и не отбрасывает их, его монашество так же бессмысленно как тряпичные ножны для острого меча.

Я утверждаю, что звание духовного человека не даётся просто потому, что человек носит монашескую робу, как не даётся звание нагого аскета любому, кто ходит нагим.

Монахи, если бы одной монашеской робы было бы достаточно для того, чтобы человек сразу освободился от нездоровых состояний, то для освобождения было бы достаточно лишь носить её. Но вот я вижу монахов, которые, облачившись в красные одежды, продолжают предаваться нездоровым состояниям, и потому говорю, что звание духовного человека не даётся просто потому, что человек носит монашескую одежду.

Никакие внешние атрибуты, никакая аскеза, никакие формальные действия, даже повторение священных текстов, не делают вас духовными людьми.

Тот, кто истинно может называться духовным человеком, хоть и проявлял нездоровые состояния раньше, но отбросил их. Он видит, что достиг свободы от нездоровых состояний, и это порождает в нём лёгкость ума. Эта лёгкость делает возможными медитативные состояния – радость, безмятежность, довольство – и собранность ума.

Он практикует Брахма Вихары – божественные состояния*. Божественные состояния даруют умиротворённость, которая позволяет реализовать путь, подобающий духовному человеку.

Вне зависимости от того, к какому социальному слою относился человек, если он практикует этот путь, он устраняет помрачения и входит в незапятнанное освобождение ума, в освобождение мудростью, и пребывает в нём, реализовав эти состояния, непосредственно познав их. Именно благодаря этому он является духовным человеком».

———————————————

* Здесь приводится стандартное описание практики Брахма Вихар.

Подпишитесь на рассылку о будущих ретритах, новых переводах Сутт, вопросах по Дхамме и важных новостях.