Маджхима Никая 4
Страх и ужас

Адаптированная версия сутты МН 4.

Однажды Учителя посетил брамин по имени Джануссони.

– Господин Готама, многие благородные люди оставили мирскую жизнь и стали бездомными духовными странниками, доверившись вам. Помогаете ли вы им? Руководите ли вы ими? Показываете ли вы им Путь?

– Да, конечно, – отвечал Учитель.

– Жить в лесу вдали от людей – очень трудно, Господин Готама. Лес может свести человека с ума.

О ПРИЧИНАХ ВОЗНИКНОВЕНИЯ НЕЗДОРОВЫХ СОСТОЯНИЙ В ЛЕСУ

– Да, брамин, это правда, – отвечал Учитель. – В своё время, перед тем, как уйти в лес, я тоже задумался об этом. Тогда я начал размышлять – из-за чего человека, удалившегося в лес, может постичь неудача? Из-за чего человека, удалившегося в лес, могут охватить нездоровые состояния, такие как страх и ужас?

Я понял, что такое может произойти, если

  • человек нарушает нравственные предписания в своих физических поступках, или в речи, или же в мыслях.
  • образ жизни у него не чист.
  • он жаден и полон чувственных желаний.
  • он недоброжелателен и злонамерен.
  • его ум подвержен вялости, апатии и сонливости.
  • его ум беспокоен, склонен к возбуждению.
  • он неуверен и склонен к сомнениям.
  • он склонен превозносить себя и принижать других.
  • он склонен паниковать и бояться.
  • он корыстен, падок до подношений и известности.
  • он ленив и недостаточно усерден.
  • в нём недостаёт осознанности и внимательности.
  • ум человека склонен к рассеянности и блужданиям.
  • человек недалёк умом.

Выделив эти факторы, я понаблюдал за собой и понял, что ничего этого во мне нет. Благодаря этому, когда я удалился в лес, то нашёл там великое утешение.

ПРЕОДОЛЕНИЕ СТРАХА

Более того, однажды я сделал вот что: в те ночи, когда, согласно поверьям, все злые и неупокоенные духи выходят в наш мир, я ходил в самые зловещие глухие места и оставался там. И вот – бывало что дикое животное проходило мимо, или павлин ронял ветку или ветер шуршал листьями, и тогда во мне появлялся страх. Но я научился пресекать его на самом подходе, не меняя позы или не прекращая медитацию в ходьбе. Я продолжал сидеть, стоять, лежать или ходить, пока страх полностью не исчезал.

ОСВОБОЖДЕНИЕ

Таким образом, я практиковал усердно, и во мне установилась незамутнённая осознанность. Моё тело было тихим и спокойным, а ум – собранным, нерассеянным.

Далее я вошёл в джхановые состояния. Затем я достиг Тройного Знания и после этого – полного и окончательного Освобождения*.

И вот теперь я нахожусь в этом лесу, во-первых потому, что здесь хорошо, и во-вторых для обучения людей тому пути, которым прошёл я сам.

——————————————————-

* В оригинале здесь приводится стандартное описание освобождения Будды: четыре джханы, Тройное Знание и Освобождение

Подпишитесь на рассылку о будущих ретритах, новых переводах Сутт, вопросах по Дхамме и важных новостях.