Маджхима Никая 38
Большая сутта о прекращении страстного желания

Адаптированная версия сутты МН 38

Однажды в монахе по имени Сати, который был сыном рыбака, возникло ошибочное воззрение: он полагал, что согласно Учению есть некое постоянное неизменное сознание, которое скитается по круговерти перерождений. Несколько монахов попытались переубедить его, говоря, что, согласно Учению, сознание возникает благодаря определённым условиям, в зависимости от них, и что нет никакого постоянного независимого сознания. Однако, Сати упорствовал в своём заблуждении. Тогда те монахи отправились к Учителю и рассказали ему обо всём. Учитель попросил передать Сати, что Учитель зовёт его.

Вскоре Сати явился. Учитель спросил его, правда ли, что тот придерживается именно таких взглядов. Сати подтвердил, что он действительно полагает, будто Учитель утверждал о существовании постоянного сознания. На это Учитель молвил:

«Заблудший ты человек, Сати. Откуда же ты взял, что я учил подобным образом? Ведь я неустанно повторял, что сознание возникает благодаря определённым условиям, а вне этих условий оно не возникает. Ты исказил Учение, и этот поступок будет иметь для тебя чрезвычайно негативные последствия».

Затем он обратился к присутствовавшим монахам, спросив, считает ли кто-либо, что Сати прав в своих воззрениях хотя бы частично? Монахи ответили отрицательно. Сати сидел опечаленный, с поникшей головой.

ОБУСЛОВЛЕННОСТЬ СОЗНАНИЯ

Учитель продолжил:

«Монахи, сознание рассматривается в связи с определёнными условиями, благодаря которым оно возникает.

Когда сознание возникает благодаря наличию глаза и воспринимаемой им видимой формы, оно рассматривается как зрительное сознание. Точно так же слуховое сознание возникает благодаря уху и звукам, обонятельное – благодаря носу и запаху, вкусовое – благодаря языку и вкусу, телесное – благодаря телу и телесному ощущению, а умственное – благодаря уму и умственному объекту.

Это подобно тому, как огонь рассматривается на основании определённого топлива, благодаря которому он горит. Когда огонь горит благодаря поленьям, он считается огнём, связанным с поленьями. Или, скажем, огонь, связанный с хворостом, с травой, с коровьим навозом, с сеном, с мусором. Нельзя сказать, что это один и тот же огонь переходит от поленьев к хворосту, траве, навозу, сену или мусору.

Поэтому, монахи, необходимо со всей ясностью увидеть, что если нечто возникает, оно возникает благодаря наличию определённого топлива или питания. С прекращением поступления топлива или питания, это нечто прекращается. Ясно ли вы это видите?»

Монахи ответили утвердительно.

«Но даже за это ясное и очевидное Учение не стоит цепляться как за некую догму, монахи. Не стоит носиться с ним как с писаной торбой, поскольку я уподобляю это Учение с плотом, который необходим лишь для переправы через водную преграду. Это Учение предназначено лишь для практического познания.

ТОПЛИВО И ЗАВИСИМОЕ ВОЗНИКНОВЕНИЕ

Монахи, есть четыре вида топлива, благодаря которым поддерживается существование:

  • съедобная пища как топливо ― грубая или тонкая;
  • контакт;
  • намерение;
  • сознание.

В свою очередь, существование всех этих видов топлива обусловлено наличием страстного желания. Именно страстное желание – источник четырёх видов топлива.

Страстное желание возникает благодаря наличию чувственной оценки; чувственная оценка возникает благодаря наличию контакта; контакт возникает благодаря наличию шестеричной основы; шестеричная основа возникает благодаря наличию имени-формы; имя-форма возникает благодаря наличию сознания; сознание возникает благодаря наличию активности; активность же возникает благодаря наличию неведения.

ВОЗНИКНОВЕНИЕ, ПРЯМОЙ ПОРЯДОК

Итак, монахи,

  • с неведением в качестве условия возникает активность;
  • с активностью в качестве условия возникает сознание;
  • с сознанием в качестве условия возникает имя-форма;
  • с именем-формой в качестве условия возникает шестеричная основа;
  • с шестеричной основой в качестве условия возникает контакт;
  • с контактом в качестве условия возникает чувственная оценка;
  • с чувственной оценкой в качестве условия возникает страстное желание;
  • со страстным желанием в качестве условия возникает цепляние;
  • с цеплянием в качестве условия возникает вовлечённость;
  • с вовлечённостью в качестве условия возникает рождение [помрачённого действия];
  • с рождением [помрачённого действия] в качестве условия возникают распад и смерть, печаль, стенание, боль, горе и отчаяние.

Таково происхождение всей этой массы страдания.

ВОЗНИКНОВЕНИЕ, ОБРАТНЫЙ ПОРЯДОК

То же можно представить и в обратном порядке:

  • с рождением [помрачённого действия] в качестве условия возникают распад и смерть, печаль, стенание, боль, горе и отчаяние, то есть условием возникновения распада и смерти, печали, стенания, боли, горя и отчаяния является рождение [помрачённого действия];
  • с вовлечённостью в качестве условия возникает рождение [помрачённого действия], то есть условием возникновения рождения [помрачённого действия] является вовлечённость;
  • с цеплянием в качестве условия возникает вовлечённость, то есть условием возникновения вовлечённости является цепляние;
  • со страстным желанием в качестве условия возникает цепляние, то есть условием возникновения цепляния является страстное желание;
  • с чувственной оценкой в качестве условия возникает страстное желание, то есть условием возникновения страстного желания является чувственная оценка;
  • с контактом в качестве условия возникает чувственная оценка, то есть условием возникновения чувственной оценки является контакт;
  • с шестеричной основой в качестве условия возникает контакт, то есть условием возникновения контакта является шестеричная основа;
  • с именем-формой в качестве условия возникает шестеричная основа, то есть условием возникновения шестеричной основы является имя-форма;
  • с сознанием в качестве условия возникает имя-форма, то есть условием возникновения имени-формы является сознание;
  • с активностью в качестве условия возникает сознание, то есть условием возникновения сознания является активность;
  • с неведением в качестве условия возникает активность, то есть условием возникновения активности является неведение;

ПРЕКРАЩЕНИЕ, ПРЯМОЙ ПОРЯДОК

Далее монахи. Если мы устраняем предпосылку, следствие не возникает. Соответственно:

  • с устранением неведения прекращается активность;
  • с устранением активности прекращается сознание;
  • с устранением сознания прекращается имя-форма;
  • с устранением имени-формы прекращается шестеричная основа;
  • с устранением шестеричной основы прекращается контакт;
  • с устранением контакта прекращается чувственная оценка;
  • с устранением чувственной оценки прекращается страстное желание;
  • с устранением страстного желания прекращается цепляние;
  • с устранением цепляния прекращается вовлечённость;
  • с устранением вовлечённости прекращается рождение [помрачённого действия];
  • с устранением рождения [помрачённого действия] прекращается распад и смерть, печаль, стенание, боль, горе и отчаяние.

Таково прекращение всей этой массы страдания.

ПРЕКРАЩЕНИЕ, ОБРАТНЫЙ ПОРЯДОК

То же можно представить и в обратном порядке:

  • распад и смерть прекращаются с прекращением рождения [помрачённого действия];
  • рождение [помрачённого действия] прекращается с прекращением вовлечённости;
  • вовлечённость прекращается с прекращением цепляния;
  • цепляние прекращается с прекращением страстного желания;
  • страстное желание прекращается с прекращением чувственной оценки;
  • чувственная оценка прекращается с прекращением контакта;
  • контакт прекращается с прекращением шестеричной основы;
  • шестеричная основа прекращается с прекращением имени-формы;
  • имя-форма прекращается с прекращением сознания;
  • сознание прекращается с прекращением активности;
  • активность прекращается с прекращением неведения.

ЛИЧНОЕ ЗНАНИЕ

Монахи, этот путь подразумевает, что мы не блуждаем в мыслях о “я”, связанных с прошлым, будущим или настоящим – что “я” делал, буду делать, делал бы; каким “я” был, буду, был бы; что со “мной” было, будет, было бы; где или чем “я” был, буду, был бы, и так далее.

Монахи, этот путь подразумевает личное, непосредственное познание. Не говорите что-либо только из-за уважения к Учителю или потому что некий авторитет говорит так. Этот путь подразумевает, что вы продвигаетесь самостоятельно, не нуждаясь в слепой опоре на высший авторитет. Вы говорите только то, что сами познали, на своём опыте. Разного рода ритуалы, теоретические рассуждения и споры, суеверия, знамения и приметы, поклонение святым реликвиям – всё это не имеет отношения к святой жизни.

Монахи, это Учение таково: оно изложено ясно и просто, его действие можно видеть сразу же, оно подразумевает непосредственное личное познание, оно побуждает идти в познании до конца, оно реализуется мудрым человеком самостоятельно».

КРУГ СУЩЕСТВОВАНИЯ: ОТ ЗАЧАТИЯ ДО ЗРЕЛОСТИ

Далее Учитель сказал:

«Монахи, зачатие эмбриона происходит при условии совпадения трёх факторов:

  • должно произойти совокупление отца и матери;
  • мать должна находиться в подходящем периоде;
  • должно иметь место существо, готовое к перерождению.

Когда все эти три фактора совпадают, происходит зачатие.

Затем мать носит эмбрион положенное время, что доставляет ей определённые трудности. Далее происходят роды, и это тоже сопровождается трудностями. Далее мать кормит ребёнка своею же кровью, поскольку грудное молоко считается прямым производным крови.

Далее ребёнок растёт, играет в различные игры. Постепенно в нём созревают способности воспринимать чувственные удовольствия. Имеется пять каналов чувственных удовольствий. Это видимые формы, звуки, запахи, вкусы и телесные ощущения, познаваемые соответственно глазом, ухом, носом, языком и телом – приятные, желаемые привлекательные, вызывающие чувственное желание.

ПРОДОЛЖЕНИЕ КРУГА

И вот, юноша воспринимает форму – глазом, звук – ухом, запах – носом, вкус – языком, телесное ощущение – телом, или умственный объект – умом, и если это приятно, он влечётся к этому, а если неприятно, он питает к этому отторжение.

Он не осознаёт то, что происходит в его теле, его ум ограничен, он не понимает, каким образом можно достичь освобождения ума, как достигается мудрость, как достигается полное прекращение неблаготворных состояний.

Вот его посещает влечение или отторжение, какое бы чувство ни возникло в нём – приятное, болезненное или нейтральное – он наслаждается этим, жадно углубляется в него, стремится к нему. Так в нём возникает наслаждение чувственными удовольствиями. Это наслаждение есть не что иное как цепляние. Благодаря наличию цепляния возникает вовлечённость. На основе вовлечённости рождается [помрачённое действие]. А если рождается помрачённое действие, это влечёт за собой распад и смерть, печаль, стенание, боль, горе и отчаяние.

Таково происхождение всей этой массы страдания.

ВЫХОД ИЗ КРУГА: ПОСТЕПЕННАЯ ТРЕНИРОВКА И ПОЛНОЕ ПРЕКРАЩЕНИЕ

Каков же выход из этого круга? Выход из этого круга – следование пути, провозглашённому Татхагатой. Постепенно, посвятив себя этому, человек проходит от обыденного состояния через культивирование нравственности, осознанности и медитацию до глубоких медитативных состояний – джхан*.

И вот, Благородный ученик воспринимает форму – глазом, звук – ухом, запах – носом, вкус – языком, телесное ощущение – телом, или умственный объект – умом, и он не влечётся к этому, если оно приятно, и не питает к этому отторжения, если оно неприятно.

Он осознаёт то, что происходит в его теле, его ум не имеет ограничений, и он понимает, каким образом можно достичь освобождения ума, как достигается мудрость, как достигается полное прекращение неблаготворных состояний.

Он отбросил влечение и отторжение, и какое бы чувство ни возникло в нём – приятное, болезненное или нейтральное – он не наслаждается им, не углубляется в него, не стремится к нему. Поскольку он делает так, наслаждение чувственными удовольствиями в нём прекращается. То есть в нём прекращается цепляние. Поскольку прекращается воспроизводство цепляния, прекращается вовлечённость. Поскольку прекращается вовлечённость, помрачённые действия более не рождаются. Поскольку помрачённые действия не рождаются, прекращаются распад и смерть, печаль, стенание, боль, горе и отчаяние. Так прекращается вся эта масса страдания».

————————————————————————–

* В оригинале здесь приводится стандартное описание пути человека от встречи с Татхагатой вплоть до достижения им четырёх джхан.

Подпишитесь на рассылку о будущих ретритах, новых переводах Сутт, вопросах по Дхамме и важных новостях.