Маджхима Никая 38
Большая сутта о прекращении страстного желания

Адаптированная версия сутты МН 38

Однажды в монахе по имени Сати, который был сыном рыбака, возникло ошибочное воззрение: он полагал, что согласно Учению есть некое постоянное неизменное сознание*, которое скитается по круговерти перерождений.

Несколько монахов попытались переубедить его, говоря, что, согласно Учению, восприятие возникает благодаря определённым условиям, в зависимости от них, и что нет никакого постоянного независимого сознания. Однако, Сати упорствовал в своём неведении. Тогда те монахи отправились к Учителю и рассказали ему обо всём. Учитель попросил позвать Сати.

Вскоре Сати явился. Учитель спросил его, правда ли, что тот придерживается именно таких взглядов. Сати подтвердил, что он действительно полагает, будто Учитель утверждал о существовании постоянного сознания. На это Учитель молвил:

«Заблудший ты человек, Сати. Откуда же ты взял, что я учил подобным образом? Ведь я неустанно повторял, что восприятие возникает благодаря определённым условиям, а вне этих условий оно не возникает. Ты исказил Учение, и этот поступок будет иметь для тебя чрезвычайно негативные последствия».

Затем он обратился к присутствовавшим монахам, спросив, считает ли кто-либо, что Сати прав в своих воззрениях хотя бы частично? Монахи ответили отрицательно. Сати сидел опечаленный, с поникшей головой.

ОБУСЛОВЛЕННОСТЬ СОЗНАНИЯ

Учитель продолжил:

«Монахи, восприятие рассматривается в связи с определёнными условиями, благодаря которым оно возникает.

Когда восприятие возникает при условии наличия глаза и воспринимаемого им видимого образа, оно рассматривается как зрительное восприятие. Точно так же слуховое восприятие возникает при условии наличия уха и звука, обонятельное – при условии наличия носа и запаха, вкусовое – при условии наличия языка и вкуса, телесное – при условии наличия тела и телесного ощущения, а умственное – при условии наличия ума и умственного объекта.

Аналогично, например, огонь возникает при условии наличия топлива. Огонь может гореть благодаря поленьям, или благодаря хворосту, траве, коровьему навозу, сену, тряпкам. Нельзя сказать, что это один и тот же огонь переходит от поленьев к хворосту, траве, навозу, сену или тряпкам.

Поэтому, монахи, необходимо со всей ясностью увидеть, что если нечто возникает, оно возникает при наличии определённого топлива, питания, условия. С прекращением поступления топлива или питания, то есть при исчезновении необходимого условия, это нечто прекращается. Это для вас ясно?»

Монахи ответили утвердительно.

«Но даже за это ясное и очевидное Учение не стоит цепляться как за некую догму, монахи. Не стоит носиться с ним как с чем-то священным. Я уподобляю это Учение плоту, который необходим лишь для переправы через водную преграду. Это Учение предназначено лишь для практического познания.

ТОПЛИВО И ЗАВИСИМОЕ ВОЗНИКНОВЕНИЕ

Монахи, есть четыре вида топлива, благодаря которым поддерживается существование: (1) съедобная пища как топливо – грубая или тонкая; (2) контакт; (3) воление; (4) восприятие.

В чём же источник этих четырёх видов топлива? При прекращении чего прекращается поступление этого топлива? Это топливо обусловлено наличием страстного желания. Именно страстное желание – источник четырёх видов топлива, именно прекращением страстного желания прекращаются эти четыре вида топлива.

Страстное желание, в свою очередь, обусловлено наличием переживания; переживание обусловлено наличием контакта; контакт обусловлен наличием шестеричной основы; шестеричная основа обусловлена наличием имени-формы; имя-форма обусловлена наличием восприятия; восприятие обусловлено наличием активности; активность же обусловлена наличием неведения.

ВОЗНИКНОВЕНИЕ, ПРЯМОЙ ПОРЯДОК

Итак, монахи,

  • с неведением в качестве условия возникает активность;
  • с активностью в качестве условия возникает восприятие;
  • с восприятием в качестве условия возникает имя-форма;
  • с именем-формой в качестве условия возникает шестеричная основа;
  • с шестеричной основой в качестве условия возникает контакт;
  • с контактом в качестве условия возникает переживание;
  • с переживанием в качестве условия возникает страстное желание;
  • со страстным желанием в качестве условия возникает цепляние;
  • с цеплянием в качестве условия возникает вовлечённость;
  • с вовлечённостью в качестве условия возникает рождение;
  • с рождением в качестве условия возникают старость и смерть, печаль, стенание, боль, горе и отчаяние.

Таково происхождение всего этого нагромождения страдания.

ВОЗНИКНОВЕНИЕ, ОБРАТНЫЙ ПОРЯДОК

То же можно представить и в обратном порядке:

  • с рождением в качестве условия возникают старость и смерть, печаль, стенание, боль, горе и отчаяние, то есть условием возникновения старости и смерти, печали, стенания, боли, горя и отчаяния является рождение;
  • с вовлечённостью в качестве условия возникает рождение, то есть условием возникновения рождения является вовлечённость;
  • с цеплянием в качестве условия возникает вовлечённость, то есть условием возникновения вовлечённости является цепляние;
  • со страстным желанием в качестве условия возникает цепляние, то есть условием возникновения цепляния является страстное желание;
  • с переживанием в качестве условия возникает страстное желание, то есть условием возникновения страстного желания является переживание;
  • с контактом в качестве условия возникает переживание, то есть условием возникновения переживания является контакт;
  • с шестеричной основой в качестве условия возникает контакт, то есть условием возникновения контакта является шестеричная основа;
  • с именем-формой в качестве условия возникает шестеричная основа, то есть условием возникновения шестеричной основы является имя-форма;
  • с восприятием в качестве условия возникает имя-форма, то есть условием возникновения имени-формы является восприятие;
  • с активностью в качестве условия возникает восприятие, то есть условием возникновения восприятия является активность;
  • с неведением в качестве условия возникает активность, то есть условием возникновения активности является неведение.

ПРЕКРАЩЕНИЕ, ПРЯМОЙ ПОРЯДОК

Далее монахи. Если предпосылка прекращена, следствие не возникает. Соответственно:

  • с прекращением неведения предотвращается активность;
  • с прекращением активности предотвращается восприятие;
  • с прекращением восприятия предотвращается имя-форма;
  • с прекращением имени-формы предотвращается шестеричная основа;
  • с прекращением шестеричной основы предотвращается контакт;
  • с прекращением контакта предотвращается переживание;
  • с прекращением переживания предотвращается страстное желание;
  • с прекращением страстного желания предотвращается цепляние;
  • с прекращением цепляния предотвращается вовлечённость;
  • с прекращением вовлечённости предотвращается рождение;
  • с прекращением рождения предотвращаются старость и смерть, печаль, стенание, боль, горе и отчаяние.

Таково прекращение всего этого нагромождения страдания.

ПРЕКРАЩЕНИЕ, ОБРАТНЫЙ ПОРЯДОК

То же можно представить и в обратном порядке:

  • старость и смерть предотвращаются прекращением рождения;
  • рождение предотвращается прекращением вовлечённости;
  • вовлечённость предотвращается прекращением цепляния;
  • цепляние предотвращается прекращением страстного желания;
  • страстное желание предотвращается прекращением переживания;
  • переживание предотвращается прекращением контакта;
  • контакт предотвращается прекращением шестеричной основы;
  • шестеричная основа предотвращается прекращением имени-формы;
  • имя-форма предотвращается прекращением восприятия;
  • сознание предотвращается прекращением активности;
  • активность предотвращается прекращением неведения.

НЕПОСРЕДСТВЕННОЕ ЗНАНИЕ

Монахи, этот путь подразумевает, что мы не блуждаем в мыслях о “я”, связанных с прошлым, будущим или настоящим – что “я” делал, буду делать, делал бы; каким “я” был, буду, был бы; что со “мной” было, будет, было бы; где или чем “я” был, буду, был бы, и так далее.

Монахи, этот путь подразумевает непосредственное познание, на собственном опыте. Не говорите что-либо только из-за уважения к Учителю или потому что некий авторитет говорит так. Этот путь подразумевает, что вы продвигаетесь самостоятельно, не нуждаясь в слепой опоре на высший авторитет. Вы говорите только то, что сами познали, на своём опыте. Разного рода ритуалы, теоретические рассуждения и споры, суеверия, знамения и приметы, поклонение святым реликвиям – всё это не имеет отношения к святой жизни.

Монахи, это Учение таково: оно изложено ясно и просто, его действие можно видеть сразу же, оно подразумевает непосредственное личное познание, оно побуждает идти в познании до конца, оно реализуется мудрым человеком самостоятельно».

КРУГ СУЩЕСТВОВАНИЯ: ОТ ЗАЧАТИЯ ДО ЗРЕЛОСТИ

Далее Учитель сказал:

«Монахи, зачатие эмбриона происходит при условии совпадения трёх факторов:

  • должно произойти совокупление отца и матери;
  • мать должна находиться в подходящем периоде месяца;
  • должно иметь место существо, готовое к перерождению.

Когда все эти три фактора совпадают, происходит зачатие.

Затем мать носит эмбрион положенное время, что доставляет ей определённые трудности. Далее происходят роды, и это тоже сопровождается трудностями. Далее мать кормит ребёнка своею же кровью, поскольку грудное молоко считается прямым производным от крови.

Далее ребёнок растёт, играет в различные игры. Постепенно в нём созревают способности воспринимать чувственные удовольствия.

Имеется пять каналов чувственных удовольствий. Это видимые образы, звуки, запахи, вкусы и телесные ощущения, познаваемые соответственно глазом, ухом, носом, языком и телом – приятные, желаемые привлекательные, вызывающие чувственное желание.

ПРОДОЛЖЕНИЕ КРУГА СУЩЕСТВОВАНИЯ

И вот, юноша воспринимает форму – глазом, звук – ухом, запах – носом, вкус – языком, телесное ощущение – телом, или умственный объект – умом, и если это приятно, он влечётся к этому, а если неприятно, он питает к этому отторжение.

Он не осознаёт происходящее в его теле, его ум ограничен, он не понимает, каким образом можно достичь освобождения ума, как достигается мудрость, как достигается полное прекращение неблаготворных состояний.

Вот его посещает влечение или отторжение, какое бы переживание ни возникло в нём – приятное, неприятное или нейтральное – он наслаждается этим, жадно углубляется в него, стремится к нему. Так в нём возникает наслаждение чувственными удовольствиями. Это наслаждение есть не что иное как цепляние. Благодаря наличию цепляния возникает вовлечённость. На основе вовлечённости происходит рождение. А если происходит рождение, это влечёт за собой старость и смерть, печаль, стенание, боль, горе и отчаяние.

Таково происхождение всего этого нагромождения страдания.

ВЫХОД ИЗ КРУГА СУЩЕСТВОВАНИЯ: ПОСТЕПЕННАЯ ТРЕНИРОВКА И ПОЛНОЕ ПРЕКРАЩЕНИЕ

Каков же выход из этого круга? Выход из этого круга – следование пути, провозглашённому Татхагатой. Постепенно, посвятив себя этому, человек проходит от обыденного состояния через культивирование добродетели, памятования и через медитацию до глубоких медитативных состояний – стадий медитации**.

И вот, благородный ученик воспринимает форму – глазом, звук – ухом, запах – носом, вкус – языком, телесное ощущение – телом, или умственный объект – умом, и он не влечётся к этому, если оно приятно, и не питает к этому отторжения, если оно неприятно.

Он осознаёт происходящее в его теле, его ум не имеет ограничений, и он понимает, каким образом можно достичь освобождения ума, как достигается мудрость, как достигается полное прекращение неблаготворных состояний.

Он отбросил влечение и отторжение, и какое бы переживание ни возникло в нём – приятное, неприятное или нейтральное – он не наслаждается им, не углубляется в него, не стремится к нему. Поскольку он делает так, наслаждение чувственными удовольствиями в нём прекращается. То есть в нём прекращается цепляние. Поскольку прекращается воспроизводство цепляния, прекращается вовлечённость. Поскольку прекращается вовлечённость, прекращается рождение. Поскольку прекращается рождение, прекращаются старость и смерть, печаль, стенание, боль, горе и отчаяние. Так прекращается всё это нагромождение страдания».


* Термин «сознание» в данной сутте эквивалентен термину «восприятие» в остальных частях книги. Это – перевод палийского термина viññana.

** В оригинале здесь приводится стандартное описание пути человека от встречи с Татхагатой вплоть до достижения им четырёх стадий медитации (см. Приложение 3).

Подпишитесь на рассылку о будущих ретритах, новых переводах Сутт, вопросах по Дхамме и важных новостях.