Маджхима Никая 31
Малая лекция в Госинге

Адаптированная версия сутты МН 31

Однажды Учитель отправился навестить монахов из народа Вадджей – Ануруддху, Нандию и Кимбилу, которые проживали близ города Госинга, в Саловом Лесу.

Лесничий, охранявший этот парк, завидев Учителя, вышел к нему и сказал:

– Уважаемый, прошу вас, не ходите в этот парк. Там живут трое отшельников, взыскующих благо. Не стоит их беспокоить.

Но Ануруддха увидел, что лесничий разговаривает с Учителем, вышел к ним и сказал лесничему:

– Дорогой лесничий, не прогоняй этого странника. Это наш Благословенный Учитель.

Затем Ануруддха позвал двоих своих товарищей, и они втроём встретили Учителя. Устроившись в их жилище, Учитель спросил Ануруддху, всё ли у них в порядке. Тот подтвердил, что это так. Затем Учитель спросил, живут ли они мирно. Ануруддха подтвердил и это. Тогда Учитель попросил Ануруддху рассказать, каким именно образом они поддерживают мир в своей группе. Ануруддха ответил:

— Учитель, я всегда думаю, как мне повезло с товарищами по святой жизни. Я стараюсь выражать сердечное дружелюбие к ним в своих действиях, словах и мыслях, как прилюдно, так и наедине. Я стараюсь ставить нужды своих товарищей прежде своих личных нужд. Мы различны телесно, Учитель, но едины умом.

Нандия и Кимбила подтвердили слова Ануруддхи. Тогда Учитель спросил, удаётся ли им сохранять усердие и энтузиазм в пути. Ануруддха подтвердил, что это так. Учитель поинтересовался, каким именно образом они этого добились. Ануруддха ответил:

— Утром мы ходим за подаянием в деревню. Если кто-то возвращается первым, он готовит для всех воду для питья и умывания, и ставит на место ведро для отбросов. Тот, кто возвращается позже, может есть ту пищу, которая осталась от остальных. Остатки мы выбрасываем в специальное место. Последний закончивший трапезу убирает сиденья, воду, моет и убирает мусорное ведро, подметает место принятия пищи. Если кто-то замечает, что сосуды с водой опустели, он их наполняет. Если нести ему их слишком тяжело, он жестом подзывает кого-нибудь из нас, и мы вместе несём сосуд, не нарушая молчания. А каждые пять дней мы садимся вместе и всю ночь обсуждаем Дхамму. Всё это помогает нам сохранять усердие и энтузиазм в пути.

ДЖХАНЫ

— Очень хорошо, Ануруддха, – сказал Учитель, – Удаётся ли вам достигать возвышенных состояний и глубокого понимания, достойного Благородных?

На это Ануруддха ответил:

— Конечно же, Учитель. Когда мы того пожелаем, мы достигаем четырёх джхан, четырёх бесформных сфер и прекращения распознавания-чувствования*.

— Очень хорошо, Ануруддха. Нет другого более возвышенного, глубокого и приятного состояния, чем прекращение распознавания-чувствования.

После этого Учитель, побеседовав с Ануруддхой, Нандией и Кимбилой, удалился.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Когда Учитель ушёл, Нандия и Кимбила заметили, что они никогда не сообщали Ануруддхе о том, что достигли всех этих состояний. Ануруддхи ответил, что хотя это действительно так, он знал это, охватив их умы своим умом. Кроме того, божества тоже сообщали ему об этом.

После этого божества во всех мирах воскликнули, что для народа Вадджей огромная удача иметь в своих рядах таких людей как Ануруддха, Нандия и Кимбила, а также что Татхагата, совершенный и полностью пробуждённый, живёт среди них.

Услышав это, Учитель сказал:

— Если тот род, селение, город, страна, будут помнить о таких людях как эти трое с преданным сердцем, это приведёт этот род, это селение, этот город, эту страну, к длительному благополучию и счастью.

_______________________

* В оригинале приведено стандартное описание четырёх джхан, четырёх бесформных сфер и ниродхи. Ануруддха описывает эти состояния по очереди, а Учитель каждый раз спрашивает – удаётся ли им достигать ещё более высоких состояний. Тогда Ануруддха описывает следующее состояние.

Подпишитесь на рассылку о будущих ретритах, новых переводах Сутт, вопросах по Дхамме и важных новостях.