Маджхима Никая 30
Малая сутта о цельной древесине

Адаптированная версия сутты МН 30

Однажды Учителя посетил брахман по имени Пингалакоччха. Он задал такой вопрос:

– Брат Готама, многие духовные учителя заявляют о том, что они обрели полное пробуждение, непосредственное знание Истины. Например, так говорят Пурана Кассапа, Маккхали Госала, Аджита Кесакамбали, Пакудха Каччаяна, Санджая Белаттхипутта, Нигантха Натапутта. Можешь ли ты сказать, брат, действительно ли эти люди обладают прямым знанием, о котором заявляют?

– Оставим эту тему, брахман, – отвечал Учитель. – Лучше я расскажу тебе о своём Учении.

– Я весь внимание, – согласился Пингалакоччха.

Тогда Учитель сказал следующее:

«Брахман, представь себе, что некий человек пришёл в лес, чтобы добыть цельную древесину, сердцевину дерева, а вместо этого набрал листвы и веток, коры, луба или заболони, думая, что это и есть древесина.

Подобное происходит, когда некто покидает мирскую жизнь ради жизни бездомной, чтобы достичь освобождения от страдания, но вместо этого довольствуется привилегиями, почестями и славой; или добродетелью; или собранностью ума; или знанием и видением. Он укрепляется в самомнении и смотрит на других свысока – вместо того, чтобы усердствовать в реализации состояний более высоких и утончённых чем всё это.

Но если человек не останавливается и не довольствуется вышеперечисленным, и вместо того, чтобы питать своё самолюбие, усердствует в реализации более высоких и утончённых состояний, он подобен тому, кто пришёл в лес за цельной древесиной и взял именно её.

Что же это за состояния, более высокие и утончённые, чем даже знание и видение? Это медитативные состояния – стадии медитации и бесформные сферы*.

Каждое из этих состояний, брахман, более возвышенно, чем предыдущие, и всё это – состояния, более высокие и утончённые, чем знание и видение. Это и есть сердцевина моего Учения.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Итак, брахман, эта святая жизнь, которой я учу, не имеет своей целью богатство, привилегии, славу, известность; эта святая жизнь не имеет своей целью достижение добродетели; эта святая жизнь не имеет своей целью достижение собранности ума; эта святая жизнь не имеет своей целью знание и видение. Но именно непоколебимое и окончательное освобождение ума является целью этой святой жизни, её сердцевиной, её венцом».

Эти слова оказали на Пингалакоччху такое сильное впечатление, что он тут же провозгласил себя мирским последователем Учителя, приняв прибежище в Будде, Учении и Общине.


* В оригинале здесь приводится стандартное описание четырёх стадий медитации и четырёх бесформных сфер (см. Приложение 1).

Подпишитесь на рассылку о будущих ретритах, новых переводах Сутт, вопросах по Дхамме и важных новостях.