Маджхима Никая 30
Малая сутта о цельной древесине

Адаптированная версия сутты МН 30

Однажды Учителя посетил брамин по имени Пингалакоччха. После приветствий и обмена вежливыми фразами, Пингалакоччха задал такой вопрос:

– Господин Готама, многие духовные учителя заявляют о том, что они обрели полное пробуждение, непосредственное знание Истины. Например, так говорят Пурана Кассапа, Маккхали Госала, Аджита Кесакамбали, Пакудха Каччаяна, Санджая Белаттхипутта, Нигантха Натапутта. Можешь ли ты сказать, господин, действительно ли эти люди обладают прямым знанием?

– Оставим эту тему, брамин, – отвечал Учитель. – Лучше я расскажу тебе о своём Учении.

– Я весь внимание, – согласился Пингалакоччха.

Тогда Учитель сказал следующее:

«Брамин, представь себе, что некий человек пришёл в лес чтобы добыть цельную древесину, а вместо этого набрал листву и ветки, кору, луб или заболонь, думая, что это и есть древесина.

Подобное происходит, когда некто покидает мирскую жизнь ради жизни бездомной, чтобы достичь освобождения от страданий, но вместо этого довольствуется привилегиями, почестями и славой; или добродетелью; или собранностью ума; или знанием и видением. Он укрепляется в самомнении и смотрит на других свысока – вместо того, чтобы усердствовать в реализации состояний более высоких и утончённых чем всё это.

Но если человек не останавливается и не довольствуется вышеперечисленным, и вместо того, чтобы питать своё самолюбие, усердствует в реализации более высоких и утончённых состояний, он подобен тому, кто пришёл в лес за цельной древесиной и взял именно её.

Что же это за состояния, более высокие и утончённые, чем даже знание и видение? Это медитативные состояния – джханы и сферы*.

Каждое из этих состояний, брамин, более возвышенно, чем предыдущие, и всё это – состояния, более высокие и утончённые, чем знание и видение. Это и есть цельная древесина моего Учения.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Итак, брамин, эта святая жизнь, которой я учу, не имеет своей целью богатство, привилегии, славу, известность; эта святая жизнь не имеет своей целью достижение нравственности; эта святая жизнь не имеет своей целью достижение собранности ума; эта святая жизнь не имеет своей целью знание и видение. Но именно непоколебимое и окончательное освобождение ума является целью этой святой жизни, её сердцевиной, её венцом».

Эти слова оказали на Пингалакоччху такое сильное впечатление, что он тут же провозгласил себя мирским последователем Учителя, приняв прибежище в Будде, Дхамме и Сангхе.

————————————-

* В оригинале здесь приводится стандартное описание четырёх джхан и четырёх сфер.

Подпишитесь на рассылку о будущих ретритах, новых переводах Сутт, вопросах по Дхамме и важных новостях.