Маджхима Никая 3
Наследники Учения

Адаптированная версия сутты МН 3.

Однажды Учитель сказал монахам:

1. РЕЧЬ БУДДЫ

«Монахи, наследуйте от меня Учение, а не что-либо внешнее. Внешнее – ничто, Учение – вот что я передаю вам. Если вы утеряете Учение, вы утеряете всё, даже если внешне будете выглядеть похожими на моих учеников.

Представьте себе такую ситуацию.

Допустим, утром я утолил голод, и после этого осталась пища. Через некоторое время, после полудня, ко мне пришли два монаха, которые давно не ели. Я им говорю: “Вы можете взять вот эту пищу, если хотите, или я её выброшу”.

Один из монахов думает: “Учитель предлагает нам еду, но согласно Дисциплине в его Учении еду следует принимать лишь до полудня. Между тем, полдень уже миновал. Я наследую от Учителя Учение, а не пищу, поэтому я воздержусь от еды до завтра”. Так он и делает.

Второй же монах решил воспользоваться моим предложением и подкрепился, проведя остаток дня и ночь в сытости.

Из этих двух монахов первый заслуживает большего моего уважения, потому что его поступок укрепит его умеренность, умиротворённость, свободу от помрачённых состояний, способность довольствоваться малым и усердие. Его поступок укрепит его в следовании Учению, и именно он наследует от меня Учение, а не нечто внешнее.

Так что, монахи, повторяю: наследуйте от меня Учение, а не что-либо внешнее».

2. РЕЧЬ САРИПУТТЫ

После этих слов Учитель поднялся и удалился к себе. Монахи остались наедине с Сарипуттой, одним из ближайших учеников Будды. Тогда Сарипутта обратился к монахам с вопросом:

«Друзья, допустим есть Учитель, свободный от страстей. Как вы думаете, в каком случае его ученики не наследуют Учение своего Учителя, а в каком случае – наследуют?»

Монахи сказали, что хотели бы услышать ответ самого Сарипутты.

2.1. КТО НАСЛЕДУЕТ И КТО НЕ НАСЛЕДУЕТ

«Тогда слушайте меня внимательно», – сказал Сарипутта и продолжал: – «Ученики не наследуют Учение своего Учителя, свободного от страстей, в том случае, если они сами не исполняют то, чему учил их Учитель. Если они не устраняют то, что их Учитель говорил устранять, если они живут в излишестве, относятся к практике небрежно, отступают от Учения, потакают страстям.

При этом, друзья, это в равной степени касается всех монахов, независимо от их стажа. И старший монах, и монах новоначальный, и монах со средним стажем – все они равно достойны порицания, если они, повторяю, не следуют примеру Учителя в бесстрастии; не устраняют в себе то, что следует устранять; живут в излишестве, относятся к практике небрежно, отступают от Учения, потакают страстям.

Именно в таком случае ученики не наследуют Учения своего Учителя.

Соответственно, ученики наследуют Учение своего Учителя, если живут согласно с его Учением. Они следуют примеру своего Учителя в бесстрастии, устраняют в себе то, что следует устранять, живут сдержанно, относятся к практике с усердием и тщанием, не отступают от Учения, не потакают страстям. Все монахи в равной степени заслуживают уважения, если они делают так – независимо от того, старший ли это монах или новоначальный.

Именно в этом случае ученики наследуют Учение своего Учителя.

2.2. ЧТО НУЖНО УСТРАНЯТЬ

Далее, друзья. Что именно следует устранять в себе? Следует устранять алчность и ненависть, гнев и мстительность, презрительность и высокомерие, зависть и жадность, лживость и лукавство, упрямство и наглость, самомнение и спесь, тщеславие и небрежность.

2.3. КАК НУЖНО УСТРАНЯТЬ

Каким образом мы устраняем всё это? С помощью Срединного Пути, который прямо ведёт нас к различению помрачений, к мудрости, к внутреннему покою, к пониманию, к пробуждению, к ниббане. Этот Путь включает в себя восемь пунктов:

  1. Гармоничное воззрение
  2. Гармоничное намерение
  3. Гармоничное общение
  4. Гармоничное действие
  5. Гармоничный образ жизни
  6. Гармоничное усилие
  7. Гармоничную осознанность
  8. Гармоничную собранность ума».

Подпишитесь на рассылку о будущих ретритах, новых переводах Сутт, вопросах по Дхамме и важных новостях.