Маджхима Никая 28
Большая аналогия со следом слона

Адаптированная версия сутты МН 28

Однажды Сарипутта, один из ближайших учеников Будды, обратился к собранию монахов со следующими словами:

«Друзья, подобно тому, как след любого наземного существа перекрывается следом слона, точно так же все благотворные состояния перекрываются Четырьмя Истинами Благородных. Что это за истины? Это – истина о страдании, истина о происхождении страдания, истина о прекращении страдания и истина о пути к прекращению страдания.

Истина о страдании такова: рождение это страдание; распад это страдание; смерть это страдание; печаль, стенание, боль, горе и отчаяние – это страдание; когда мы не получаем желаемое – это тоже страдание. Если говорить кратко – пять совокупностей, искажённых цеплянием являются страданием.

Пять совокупностей, искажённых цеплянием, это различные аспекты помрачённого психофизического опыта, классифицированные по пяти группам, а именно – форма, чувство, распознавание, активность, сознание.

ФОРМА

Далее. Что такое форма как совокупность, искажённая цеплянием? Форма составляется четырьмя великими элементами – элементом земли, элементом воды, элементом огня, элементом воздуха.

  • Элемент земли это качество материи, связанное с твёрдостью, инертностью.
  • Элемент воды это качество материи, связанное с текучестью, влажностью.
  • Элемент огня это качество материи, связанное с теплом, горением.
  • Элемент воздуха это качество материи, связанное с ветром, вибрацией.

Каждый из этих элементов имеет место как в окружающем мире, так и внутри нашего тела. Так, внутренний элемент земли это всё твёрдое и затвердевшее, что человек считает «своим», а именно – волосы, ногти, зубы, кожа, мышцы и сухожилия, кости и костный мозг, внутренние органы, содержимое желудка и кишечника и так далее.

Внутренний элемент воды это всё жидкое и водянистое, что человек считает «своим», а именно – желчь, мокрота, гной, кровь, пот, жир, слёзы, кожное масло, слюна, слизь, суставная жидкость, моча и так далее.

Внутренний элемент огня это всё горячее и жгучее, что человек считает «своим», а именно всё то, за счёт чего кто-либо согревается, распадается, что употребляется, то, за счёт чего выпитое и съеденное переваривается и так далее.

Внутренний элемент воздуха это всё, связанное с газами, что человек считает «своим», а именно дыхание, движение газов в кишечнике и так далее.

Но это разделение на внутреннее и внешнее – условно. И внутри и вовне элемент это просто элемент. Его следует видеть не-личностно, как «не я», как то, что не является частью какого бы то ни было «меня» и не как то, частью чего «я» являюсь. Если вы видите элементы таким образом, вы освобождаетесь от очарованности материей, и это делает ваш ум бесстрастным по отношению к элементам.

Посмотрите, любой из внешних элементов время от времени исчезает, каждый из них подвержен разрушению, исчезновению и изменению. Земля поглощается водами, вода иссушается, огонь прекращается, воздух останавливается. Если даже такие грандиозные внешние элементы подвержены разрушению, исчезновению и изменению, то что же говорить об этом теле, с которым человек отождествляется по причине страстного желания, и которое существует так не долго? В этом нет ничего, что можно было бы назвать “я”, “моё” или “я такой”. Это просто материя.

И вот, если кто-то оскорбляет вас, пытается ранить словом, вам следует рассматривать это так: “Вот во мне возникло болезненное чувство, рождённое этим слуховым контактом. Оно обусловлено, возникло не на пустом месте. Оно обусловлено этим контактом”. Далее вы видите, что контакт непостоянен, что чувство непостоянно, что распознавание непостоянно, что активность непостоянна и что сознание непостоянно. Сделав таким образом элемент опорой в своей медитации, вы достигаете уверенности, устойчивости и решимости ума.

Кроме того, если кто-то нападает на вас физически, вам следует рассматривать это так: “Такова природа этого тела, что оно подвержено воздействию ударов. Между тем, Учитель сказал*: “Монахи, даже если бы разбойники беспощадно отпиливали вам одну часть тела за другой двуручной пилой, если вы потакаете злости по отношению к ним, вы не исполняете моего Учения”. Поэтому я буду усердным и полностью осознанным, моё тело будет оставаться спокойным и безмятежным, а ум ― собранным и единым. И пусть теперь это тело подвергается нападению; ведь именно так практикуется учение Будды”.

Если монах таким образом памятует о Будде, его Учении и сообществе Благородных Учеников, в нём устанавливается благотворный покой, и это уже не мало. Если же покой не устанавливается, необходимо практиковать вышеописанное с бОльшим усердием.

Форма же это пространство, ограниченное плотью, подобно тому, как домом называется пространство, ограниченное стенами, полом и крышей.

ВОЗНИКНОВЕНИЕ ПЯТИ СОВОКУПНОСТЕЙ, ИСКАЖЁННЫХ ЦЕПЛЯНИЕМ

Как же возникают пять совокупностей, искажённых цеплянием? Есть шесть каналов восприятия – зрительный, слуховой, обонятельный, вкусовой, телесный и умственный. Каждый из этих каналов поддерживается соответствующим органом восприятия – глазами, ушами, носом, языком, телом и умом как органом восприятия. Для каждого из этих каналов есть воспринимаемые объекты – видимая форма, звук, запах, вкус, телесное ощущение и умственный объект.

Допустим, есть исправно работающие глаза, но в область их обзора не попадает никаких видимых форм, и нет соответствующей вовлечённости. В этом случае нет каких бы то ни было проявлений соответствующего зрительного сознания, и возникновения пяти совокупностей, искажённых цеплянием, не происходит.

Если есть исправно работающие глаза, и в область их обзора попадает видимая форма, но нет соответствующей вовлечённости, то нет каких бы то ни было проявлений соответствующего зрительного сознания, и возникновения пяти совокупностей, искажённых цеплянием, не происходит.

Но когда есть исправно работающие глаза, в область их обзора попадает видимая форма, и есть соответствующая вовлечённость, то имеет место проявление соответствующего зрительного сознания. Так возникают пять совокупностей, искажённых цеплянием: форма, чувство, распознавание, активность и сознание, искажённые цеплянием.

Аналогично процесс возникновения пяти совокупностей, искажённых цеплянием, можно описать по другим пяти каналам восприятия.

Следует распознавать этот процесс возникновения пяти совокупностей, искажённых цеплянием. Это – процесс Зависимого Возникновения, а Учитель сказал, что тот, кто видит Зависимое Возникновение, тот видит Учение; кто видит Учение, тот видит Зависимое Возникновение. Желание, потакание, цепляние по отношению к этим пяти совокупностям, искажённым цеплянием, — это источник страдания. Устранение желания и вожделения по отношению к этим пяти совокупностям, искажённым цеплянием, ― это прекращение страдания.

И даже если вам удалось осуществить хотя бы такого рода понимание, друзья, вы уже выполнили многое».

——————–

* См. сутту МН 21.

Подпишитесь на рассылку о будущих ретритах, новых переводах Сутт, вопросах по Дхамме и важных новостях.