Маджхима Никая 27
Малая аналогия со следом слона

Адаптированная версия сутты МН 27

Однажды, когда Учитель находился в Парке Анатхапиндики что в Джетаване близ города Саваттхи, его посетил аскет Пилотика. Когда Пилотика возвращался от Учителя, его повстречал брахман по имени Джануссони. Джануссони поинтересовался, откуда идёт Пилотика, и тот ответил, что побывал у Учителя. Джануссони спросил, что Пилотика думает о мудрости Учителя, и Пилотика ответил, что не достоин судить о ней, настолько она глубока.

– Я вижу, ты не скупишься на похвалу в адрес странника Готамы, – заметил Джануссони.

– Кто я такой, чтобы хвалить странника Готаму, – отозвался Пилотика, – если его хвалят те, кого хвалят все остальные люди и боги.

– Что в тебе вызывает такое восхищение?

– О размерах слона можно судить по размерам его следов, даже не видя самого слона. Так вот, я видел четыре следа, которые оставил странник Готама, и по их размерам я могу сделать вывод о его величии. Я вижу, что к страннику Готаме приходят аристократы, священнослужители, простолюдины и аскеты. Это зачастую самые умные люди своего времени, опытные в ведении споров, прекрасно знающие различные доктрины и учения и искушённые в опровержении взглядов оппонентов. И вот они приходят к страннику Готаме с целью вступить с ним в спор и опровергнуть его Учение. Они заранее готовятся к этой полемике, но в итоге всё оборачивается так, что они сами становятся его учениками. И после этого многие достигают полного освобождения, становясь арахантами. При этом я вижу, что те из аскетов, которые раньше заявляли о том, что являются арахантами, став учениками странника Готамы и достигнув арахантства, говорят, что теперь их арахантство истинное, тогда как раньше оно было ложным. Всё это делает для меня несомненным величие странника Готамы.

Джануссони был впечатлён словами Пилотики, и решил непременно встретиться с Учителем. Спустя некоторое время он отправился к Учителю и, встретившись с ним, рассказал о своей беседе с Пилотикой. Когда он закончил, Учитель сказал:

«Я бы представил аналогию со следом слона иначе, брахман. Крупный след может принадлежать относительно мелкому слону с большими ступнями. Даже отметины от бивней и поломанные ветки ещё не являются гарантией того, что здесь прошёл крупный слон. Мы можем быть уверены в его размерах только если увидим его своими глазами, пройдя по его следу.

Как же человек может пройти по следу Татхагаты? Следуя путём, который им провозглашён вплоть до обретения Тройного Знания*.

Так вот, Дхануссони, всё это – лишь следы Татхагаты, но не он сам. Благородный ученик видит самого Татхагату лишь тогда, когда после всего этого ум его полностью освобождается от помрачений, от самой возможности их возникновения. Он ясно понимает, что больше никогда не совершит помрачённых действий, что цель его практики достигнута, и что он больше никогда не окажется вовлечён в какой бы то ни было мир восприятия.

Только тогда благородный ученик видит самого Татхагату, а не его след».

Брахман Джануссони был чрезвычайно впечатлён словами Учителя, и тут же провозгласил себя его мирским учеником, приняв прибежище в Будде, Дхамме и Сангхе.


* В оригинале здесь приводится стандартное описание пути человека от встречи с Татхагатой до обретения Тройного Знания (см. Приложение 3).

Подпишитесь на рассылку о будущих ретритах, новых переводах Сутт, вопросах по Дхамме и важных новостях.