Маджхима Никая 25
Приманка

Адаптированная версия сутты МН25

Однажды Учитель обратился к монахам с такими словами:

«Монахи, представьте, что некий охотник разложил на оленьем пастбище приманку, которая делает оленей опьянёнными, после чего с ними можно делать всё что угодно.

И вот некоторые олени беспечно съели эту приманку и оказались во власти охотника.

Другие олени решили избежать этой опасности, и ушли в леса. Однако, в последний месяц жаркого сезона на бескормице они оказались истощены, и тогда, потеряв осторожность, они вышли на пастбище и, съев приманку, оказались во власти охотника.

Другие олени решили не уходить в леса, но сохранять осторожность, продолжая пастись на пастбище и не трогая саму приманку. На это охотник применил новую хитрость: вместе со своими сподручными он разгородил территорию пастбища плетёными изгородями таким образом, чтобы олени ходили только там, где нужно охотнику, и неизбежно попадали в ловушку. Так эти олени тоже оказались во власти охотника.

Видя всё это, некоторые олени решили прибегнуть к радикальному средству, а именно – перебраться на другое пастбище, где охотник не смог бы их найти. Так они и сделали. Охотник, как ни искал их, не смог найти, и решил вести себя так, будто этих оленей не существует, чтобы не распугать остальных и невольно не показать им путь ко спасению.

СМЫСЛ АНАЛОГИИ

Монахи, смысл этой аналогии таков: приманка – это обозначение пяти пут чувственных удовольствий. Охотник – это Мара. Сподручные охотника – это свита Мары. Олени – это духовные искатели.

Духовные искатели первого вида “паслись” без осторожности, беспечно потакая чувственным наслаждениям. Таким образом они стали опьянёнными и оказались во власти Мары.

Духовные искатели второго вида решили спасаться в лесу аскетизма, но, придя в истощение, они не смогли бороться с соблазнами чувственных наслаждений, и таким образом оказались во власти Мары.

Духовные искатели третьего вида решили не удаляться в лес аскетизма, но и не потакать чувственным наслаждениям. Но Мара ограничил их передвижение изгородями разного рода воззрений о вечности или не вечности, бесконечности или конечности Вселенной, о том, одно ли и то же душа и тело или это разное, о том существует ли Татхагата после смерти или не существует, или он и существует и не существует, или он ни существует, ни не существует. Запутавшись в этих воззрениях, такие духовные искатели тоже оказываются во власти Мары.

И вот духовные искатели четвёртого вида спаслись там, куда нет доступа Маре и его свите. Что это за место, монахи? Это – четыре джханы и четыре бесформные сферы*.

Монахи, тот, кто достиг любого из этих состояний, оказывается невидим для Мары, недоступен для него».

——————————————————————–

* В оригинале здесь приводится стандартное описание четырёх джхан и четырёх сфер

Подпишитесь на рассылку о будущих ретритах, новых переводах Сутт, вопросах по Дхамме и важных новостях.