Маджхима Никая 23
Муравейник

Адаптированная версия сутты МН 23

Однажды ночью на монаха по имени Кумара Кассапа низошло видение: некий небожитель, прекрасный обликом, осветив всю Рощу Слепых, где почтенный Кумара Кассапа тогда находился, подошёл к Кумаре Кассапе, встал неподалёку и произнёс:

«Монах, этот муравейник дымится ночью и полыхает днём.

Так говорил брахман: “Копай ножом, о мудрец”. Копая ножом, мудрец увидел засов. “Засов, о почтенный”.

Так говорил брахман: “Отбрось засов. Копай ножом, о мудрец”. Копая ножом, мудрец увидел жабу. “Жаба, о почтенный”.

Так говорил брахман: “Отбрось жабу. Копай ножом, о мудрец”. Копая ножом, мудрец увидел рогатину. “Рогатина, о почтенный”.

Так говорил брахман: “Отбрось рогатину. Копай ножом, о мудрец”. Копая ножом, мудрец увидел сито. “Сито, о почтенный”.

Так говорил брахман: “Отбрось сито. Копай ножом, о мудрец”. Копая ножом, мудрец увидел черепаху. “Черепаха, о почтенный”.

Так говорил брахман: “Отбрось черепаху. Копай ножом, о мудрец”. Копая ножом, мудрец увидел топор и колоду. “Топор и колода, о почтенный”.

Так говорил брахман: “Отбрось топор и колоду. Копай ножом, о мудрец”. Копая ножом, мудрец увидел кусок мяса. “Кусок мяса, о почтенный”.

Так говорил брахман: “Отбрось кусок мяса. Копай ножом, о мудрец”. Копая ножом, мудрец увидел Нага-змея. “Наг-змей, о почтенный”.

Так говорил брахман: “Оставь Нага-змея. Не причиняй вреда Нагу-змею. Почитай Нага-змея”.

Монах, тебе следует пойти к Учителю и спросить его об этой загадке. Только Татхагата сможет объяснить её смысл».

Сказав так, небожитель исчез. И вот, когда ночь подошла к концу, Кумара Кассапа отправился к Учителю и рассказал ему обо всём, что произошло, попросив его разъяснить смысл этой загадки.

Учитель ответил:

«Монах, “муравейник” ― это вот это самое тело, созданное из формы, состоящей из четырёх великих стихий, порождённое отцом и матерью, выстроенное из варёного риса и каши, подверженное непостоянству, износу, стиранию, старению и разложению.

“Ночное дымление” это то, над чем человек размышляет и то, что он обдумывает ночью, основываясь на собственных поступках, совершённых во время дня. “Полыхание днём” это поступки, которые человек осуществляет в течение дня телом, речью и умом после размышления и обдумывания ночью.

“Брахман” ― это Татхагата. “Мудрец” ― это монах, осуществляющий великий поиск. “Нож” ― это Благородная мудрость. “Копание” ― это усердие.

“Засов” ― это неведение. “Жаба” ― это злоба и раздражительность. “Рогатина” ― это сомнение. “Сито” ― это пять помех, а именно: помеха чувственного желания, помеха недоброжелательности, помеха лени и апатии, помеха неугомонности и сожаления, помеха сомнения. “Черепаха” ― это пять совокупностей цепляния, а именно: форма, переживание, распознавание, активность, восприятие. “Топор и колода” ― это пять каналов чувственного удовольствия. То есть это приятные объекты, вызывающие желание, вожделение, страсть – видимые, слышимые, обоняемые, ощущаемые языком или телом. “Кусок мяса” ― это наслаждение и страсть. “Наг-змей” ― это монах, который уничтожил помрачения.

Таково значение этой загадки».

Медитируя над смыслом этого видения, Кумара Кассапа в итоге стал арахантом. Это явившееся Кумаре Кассапе божество в прошлой жизни, при Будде Кассапе, было товарищем Кумары по святой жизни, который достиг степени анагами. В этой жизни он явился, чтобы помочь другу.

Подпишитесь на рассылку о будущих ретритах, новых переводах Сутт, вопросах по Дхамме и важных новостях.