Маджхима Никая 21
Пример с пилой

Адаптированная версия сутты МН 21

Случилось так, что монах по имени Молия Пхаггуна начал слишком много общаться с монахинями. Это стало приводить к конфликтам: если кто-то делал замечание Молии Пхаггуне, монахини сердились и защищали его, и наоборот – если кто-то делал замечание этим монахиням, Молия Пхаггуна сердился и защищал их.

Спустя какое-то время монахи рассказали Учителю о происходящем, и он позвал Молию Пхаггуну к себе. Когда тот пришёл и, поклонившись, сел, Учитель спросил его, правда ли то, что о нём рассказывают. Молия Пхаггуна сознался, что сказанное правда. Тогда Учитель сказал:

– Пхаггуна, неужели ты покинул свою благородную семью, покинул родной дом, ради общения с монахинями?

– Нет, Учитель.

– Пхаггуна, тебе следует избегать общения с монахинями. И если кто-либо упрекает монахинь или тебя самого, нужно отбросить все свои мирские привычки и тренироваться так: «На мой ум это не окажет влияния. Я не буду говорить злых слов. Я буду оставаться дружелюбным к этому человеку, я буду оставаться свободным от гнева». И более того, Пхаггуна, даже если кто-то наносит удары монахиням или тебе самому, тебе всё равно нужно отбросить все свои мирские привычки и тренироваться так: «На мой ум это не окажет влияния. Я не буду говорить злых слов. Я буду оставаться дружелюбным к этому человеку, я буду оставаться свободным от гнева».

Видя, что Пхаггуна не принимает его слов, Учитель сказал, обращаясь ко всем присутствующим монахам:

«Однажды я сказал неким монахам, что следует принимать пищу один раз в день, утром, и это позволит им избежать множества неприятностей со здоровьем. И после этого мне не нужно было понукать их. Они сразу и без возражений начали делать так, как я сказал. Я помню, это очень порадовало меня.

Монахи, отбрасывайте нездоровые состояния и усердно развивайте здоровые. Только так вы сможете преуспеть в этом Учении и в этой Практике.

Когда-то в городе Саваттхи жила домохозяйка по имени Ведехика. О ней ходили слухи, что она добра, великодушна, смиренна и спокойна. У Ведехики была служанка по имени Кали. Кали отличалась сообразительностью, расторопностью, аккуратностью в работе. И вот Кали решила испытать свою госпожу на предмет того, действительно ли она так уж добра, великодушна, смиренна и спокойна. И тогда Кали утром встала намного позже, чем обычно. Когда Ведехика спросила её, почему она встала так поздно, Кали ответила ей нагло. Тогда Ведехика была крайне недовольна. На следующий день Кали встала ещё позже, и Ведехика накричала на неё. А на следующий день, когда Кали встала ещё позже, Ведехика побила её. Тогда Кали ославила свою госпожу по всему Саваттхи, говоря: «Посмотрите на эту кровь у меня на лбу! Вот как на самом деле добра Ведехика, вот как она великодушна, смиренна и спокойна!»

Точно так же, монахи, человек может быть до крайности добр, великодушен, смиренен и спокоен, но лишь до того момента, когда его коснутся чьи-то неприятные слова. Лишь когда человека касаются неприятные слова, можно понять, насколько он на самом деле добрый, мягкий и мирный.

Нельзя назвать смиренным того, кто безропотно принимает замечания лишь ради того, чтобы получить какую-то выгоду. Потому что когда выгоды нет, он не принимает замечаний. Смиренным можно назвать лишь того, кто безропотно принимает замечания, руководствуясь преданностью Учению.

Поэтому, монахи, следует тренироваться так: «Мы будем безропотно принимать замечания, потому что это соответствует Учению».

Люди могут обращаться к вам со словами, которые будут своевременны или несвоевременны, соответствовать действительности или нет, будут учтивыми или грубыми, благотворными или вредоносными, дружелюбными или недружелюбными.

Всё это абсолютно не важно. В любом случае вам следует упражняться так: «На мой ум это не окажет влияния. Я не буду говорить злых слов. Я буду оставаться дружелюбным к этому человеку, я буду оставаться свободным от гнева. Я буду излучать этому человеку сердечное дружелюбие, и, начиная с него, я буду наполнять и охватывать весь мир умом, полным сердечного дружелюбия – щедрым, обширным, безмерным, свободным от враждебности и недоброжелательности».

Вы не сможете повлиять на то, что говорят и делают другие, но вы можете работать над собой. Именно поэтому, монахи, что бы ни говорили и ни делали другие, вам следует тренироваться так: «На мой ум это не окажет влияния. Я не буду говорить злых слов. Я буду оставаться дружелюбным к этому человеку, я буду оставаться свободным от гнева. Я буду излучать этому человеку сердечное дружелюбие, и, начиная с него, я буду наполнять и охватывать весь мир умом, полным сердечного дружелюбия – щедрым, обширным, безмерным, свободным от враждебности и недоброжелательности».

Монахи, представьте, что разбойники беспощадно отпиливают вам одну часть тела за другой с помощью двуручной пилы. Так вот, тот, кто в такой ситуации потакает злости по отношению к ним, тот не исполняет моего Учения.

Поэтому, монахи, следует тренироваться так: «На мой ум это не окажет влияния. Я не буду говорить злых слов. Я буду оставаться дружелюбным к этому человеку, я буду оставаться свободным от гнева. Я буду излучать этому человеку сердечное дружелюбие, и, начиная с него, я буду наполнять и охватывать весь мир умом, полным сердечного дружелюбия – щедрым, обширным, безмерным, свободным от враждебности и недоброжелательности».

Постоянно освежайте в памяти этот пример с пилой, монахи, и тогда никто не сможет сказать или сделать что-либо, что бы вы не смогли встретить без злости. Это принесёт вам великое благо».

Подпишитесь на рассылку о будущих ретритах, новых переводах Сутт, вопросах по Дхамме и важных новостях.