Маджхима Никая 2
Обо всех помрачениях

Адаптированная версия сутты МН 2.

Монахи, я расскажу вам о том, как прекратить помрачения.

Ключ к прекращению помрачений кроется в том, на что мы направляем своё внимание. Если мы направляем своё внимание не мудро, в нас появляются новые помрачения, а уже имеющиеся помрачения – усиливаются. Соответственно, если мы направляем своё внимание мудро, имеющиеся помрачения прекращаются, а новые не возникают.

Это – общий принцип. Теперь более подробно о различных вариантах приложения этого принципа.

В некоторых ситуациях помрачения целесообразно предотвращать различением. В других – сдерживанием, использованием, принятием, избеганием, уничтожением или развитием. О чём здесь идёт речь?

1. Предотвращение помрачений различением

Каким образом помрачения предотвращаются различением?

Есть мысли, на которые не стоит направлять внимание, и наоборот – есть мысли, на которые направлять внимание стоит.

Помрачающие мысли, на которые не стоит направлять внимание, характеризуются тем, что они порождают и усиливают:

  • Чувственные желания
  • Вовлечённость
  • Заблуждения.

Соответственно, освобождающие мысли, на которые направлять внимание стоит, способствуют ослаблению и прекращению вышеперечисленных факторов.

Помрачающие мысли неизменно связаны с «яшностью»: это мысли, в которых так или иначе фигурирует «я» – в прошлом, в настоящем, в будущем, либо в воображаемых вариантах реальности. Что «я» делал/делаю/буду делать/сделал бы; каким «я» был/являюсь/стану/стал бы; что «моё»? что есть «я»? что мне нравится или не нравится? И так далее и тому подобное.

Все подобные мысли приводят к усилению «яшности», то есть такого мировосприятия, в центре которого стоит «я» в любом его виде. Подобное мировосприятие сковывает человека словно железными оковами и ведёт от одного страдания к другому.

Как же поступает человек, практикующий Путь Благородных?

Во-первых, он тщательно различает, на какие мысли стоит направлять внимание, а на какие не стоит.

Во-вторых, любые мысли, связанные с «я», связанные с усилением и умножением чувственных желаний, вовлечённости и заблуждений, он тут же отпускает.

В-третьих, он направляет внимание на те мысли, которые способствуют освобождению от чувственных желаний, вовлечённости и заблуждений. Такие мысли, в конечном итоге, связаны с Четырьмя Истинами Благородных, то есть со следующими темами:

  • Что такое страдание?
  • Как страдание появляется?
  • Как оно пресекается?
  • Каковы условия, позволяющие пресекать страдание?

Эта базовая практика сама по себе ведёт к просветлению до уровня, при котором разрушаются следующие оковы:

  • Я-центрированность мировосприятия
  • Сомнения относительно верности пути
  • Иллюзии относительно того, что какие-либо ритуалы и прочие механические действия могут как-либо помочь в обретении освобождения.

2. Предотвращение помрачений сдерживанием

Каким образом помрачения предотвращаются сдерживанием?

Есть шесть областей, в которых вы что-либо воспринимаете: зрительная, слуховая, обонятельная, вкусовая, телесная (тактильные, проприоцептивные и прочие подобные ощущения), умственная (мысли, образы, чувства, эмоции и так далее).

В каждой из этих шести областей могут встретиться объекты (видимые образы, звуки, запахи, вкусы, телесные ощущения, умственные явления), которые будут вызывать и усиливать помрачённые состояния, если вы будете направлять на них внимание.

Чтобы избежать этих помрачённых состояний, необходимо избегать направления внимания на соответствующие объекты. То есть избегать смакования таких видимых образов, звуков, запахов, вкусов, телесных ощущений или умственных явлений.

Эта практика называется сдерживанием органов восприятия.

3. Предотвращение помрачений использованием

Каким образом помрачения предотвращаются использованием?

В окружающем мире есть неблагоприятные факторы, которые приносят дискомфорт, и которые при этом мы можем избежать, просто используя соответствующие средства.

Например, от холода, ветра, насекомых мы можем защититься, используя одежду и крышу над головой. Используя еду, мы можем избежать голода и истощения. Дискомфорта, связанного с болезнью, мы можем избежать, используя лекарства и другие медицинские средства.

Поэтому если есть такие неблагоприятные факторы, и есть соответствующие средства, позволяющие от этих факторов защититься, разумно будет использовать эти средства, поскольку иначе вероятность возникновения помрачённых состояний возрастает.

4. Предотвращение помрачений принятием

Если же подобные неблагоприятные факторы имеют место, но средств, чтобы избежать их, нет, необходимо практиковать сознательное принятие этих факторов и терпение по отношению к ним, чтобы ум не оказался захвачен помрачёнными состояниями. Таким образом, помрачения, которые могли бы возникнуть в противном случае, предотвращаются принятием.

5. Предотвращение помрачений избеганием

Каким образом помрачения предотвращаются избеганием?

Некоторые явления и факторы таковы, что самым разумным поведением относительно них будет простое избегание. Например, будет разумно избегать встреч с дикими животными. Будет разумно избегать дремучих дебрей и опасных мест, таких как скалы и обрывы, а также выгребных ям, помоек, канализаций, вообще неподходящих для жизни и практики мест.

Кроме того, необходимо избегать общения с неподходящими людьми, а именно с теми, кто не считает зазорным нарушать нравственные правила. Компания таких людей будет способствовать тому, что вы сами начнёте нарушать предписания.

Таким образом, вы сможете избежать помрачённых состояний, которые в противном случае непременно возникли бы.

6. Предотвращение помрачений удалением

Каким образом помрачения предотвращаются удалением?

Практикующий активно прилагает усилия для удаления возникших мыслей, связанных с чувственным наслаждением, недоброжелательностью, причинением вреда, а также вообще возникших нездоровых мыслей.

7. Предотвращение помрачений развитием

Каким образом помрачения предотвращаются развитием?

Если мы культивируем определённые качества ума, называемые факторами просветления, то тем самым мы создаём в уме среду, в которой помрачения не возникают. Факторы просветления развиваются и поддерживаются таким образом: мы оставляем мысли о чувственных удовольствиях, поддерживаем бесстрастие, прекращение помрачённых состояний, отпускание их.

Факторов просветления семь, а именно: осознанность, исследование явлений ума, усердие, радость, успокоение, собранность ума, спокойствие.

Заключение

Тот, кто все помрачения устранил должным образом, достигает полного и окончательного просветления.

Подпишитесь на рассылку о будущих ретритах, новых переводах Сутт, вопросах по Дхамме и важных новостях.