Маджхима Никая 19
Два вида мыслей

Адаптированная версия сутты МН 19

Однажды Учитель обратился к монахам с такой речью:

«Монахи, ещё до того как достичь пробуждения, я осознал, что у меня имеется два вида мыслей. С одной стороны это мысли, связанные с чувственными удовольствиями, недоброжелательностью, причинением вреда, а с другой стороны – мысли, связанные со сдержанностью, с добротой и состраданием.

Также я осознал, что мысли, связанные с чувственными удовольствиями, недоброжелательностью и причинением вреда, делают несчастнее меня и других. Более того, такие мысли уводят от Ниббаны. Осознав это, я начал усердно работать над устранением, оставлением, прекращением этих мыслей.

И с другой стороны я видел, что мысли, связанные со сдержанностью, любящей добротой и состраданием делают счастливее меня и других. Более того, такие мысли приближают к Ниббане. Такие мысли – всецело благотворны.

Однако, я также увидел, что чрезмерное усердствование в этих благотворных мыслях утомляет меня, и от этого мой ум становится неустойчив, а это, в свою очередь, нарушает его собранность. Поэтому я уравновешивал свой ум тем, что успокаивал его, приводил к единению и собранности.

Монахи, ум человека становится склонен к тому, о чём человек думает. Чем больше его мысли связаны с чувственными удовольствиями, недоброжелательностью и причинением вреда, тем дальше он становится от сдержанности, доброты и сострадания, и тем больше он становится предрасположен к чувственным удовольствиям, недоброжелательности и причинению вреда.

И наоборот, чем больше мысли человека связаны со сдержанностью, добротой и состраданием, тем дальше он становится от чувственных удовольствий, злонамеренности и раздражения, и тем больше он становится предрасположен к сдержанности, доброте и состраданию.

Таким образом, я увидел в нездоровых мыслях опасность, деградацию и загрязнение, а в здоровых мыслях – благословение сдержанности и очищения.

Поначалу мне приходилось тщательно следить за тем, чтобы неблаготворных мыслей не было, а благотворные – преумножались. Но постепенно мне было достаточно просто памятовать о том, чтобы благотворные мысли были, а неблаготворных – не было.

Скоро во мне возникло неустанное усердие и непрестанное памятование, моё тело стало безмятежным и тихим, а ум – собранным и единым.

И далее я вошёл в стадии медитации, после чего обрёл Тройное Знание и затем – полное и окончательное освобождение*.

АНАЛОГИЯ СО СТАДОМ ОЛЕНЕЙ

Представьте, монахи, что стадо оленей, чтобы попасть на пастбище, должно пробраться через болото. Через болото существует безопасный проход, но некий человек, желавший погубить стадо, перекрыл этот безопасный проход, а вместо него проложил тропу, ведущую в самую топь. Он поставил на безопасном проходе пугало, а на гибельной тропе разложил приманку.

Другой же человек, желающий добра этому стаду, наоборот убрал пугало с безопасного прохода и приманку с губительной тропы, загородив её.

В этой аналогии, монахи, болото – это чувственные удовольствия. Стадо оленей – это люди и прочие существа. Погубитель – это Мара. Губительная тропа – это негармоничный путь, а именно – негармоничное воззрение, негармоничное намерение, негармоничное общение, негармоничный способ действий, негармоничный образ жизни, негармоничные усилие, памятование и собранность ума. Приманка – это очарованность и влечение. Пугало – это неведение. Спаситель это Татхагата. Безопасный проход – это Благородный Восьмеричный Путь, а именно – (1) Гармоничное Воззрение, (2) Гармоничное Намерение, (3) Гармоничное Общение, (4) Гармоничный Способ действия, (5) Гармоничный Образ Жизни, (6) Гармоничное Усилие, (7) Гармоничное Памятование, (8) Гармоничная Собранность ума.

Таким образом, монахи, Татхагата заново открывает безопасный путь, а губительную тропу закрывает, убирает пугало и приманку.

Я сделал для вас всё, что мог, монахи. Сейчас самое время приступить к медитации. Здесь есть для этого много уединённых мест. Будьте усердны, медитируйте, не откладывайте, иначе потом будете сожалеть».


* В оригинале здесь приводится стандартное описание освобождения Будды: четыре стадии медитации, Тройное Знание и освобождение. (см. Приложение 2).

Подпишитесь на рассылку о будущих ретритах, новых переводах Сутт, вопросах по Дхамме и важных новостях.