Маджхима Никая 18
Медовый пряник

Адаптированная версия сутты МН 18

Однажды Учитель находился в своей родной стране, близ города Капилаваттху, в Парке Нигродхи. Как-то раз, когда он сидел там под деревом, к нему подошёл его родственник, аристократ Дандапани, и дерзко спросил:

– О бродячий аскет, в чём же заключается твоё учение, ради которого ты пренебрёг своим долгом перед семьёй и покинул родной дом, чтобы стать бездомным?

– Друг мой, – отвечал Учитель, – моё учение таково, что никто ни с кем не ссорится. Моё учение таково, что ум мудреца остаётся спокойным, что бы ни происходило, не отвлекаясь на чувственные удовольствия, без смущения и беспокойства, свободный от страстного желания.

После этих слов Дандапани презрительно фыркнул и удалился прочь.

Вечером Учитель рассказал монахам об этом разговоре. Тогда один из монахов попросил Учителя пояснить, что он имел в виду, ответив Дандапани таким образом. Учитель ответил:

– Монах, это Учение направлено на познание источника всех тех описаний и мнений, которые захватывают ум человека. Если человек не гонится за чувственными удовольствиями, если он не пытается заполучить и удержать что-либо, то наступает конец склонности к вожделению, к отторжению, к цеплянию за воззрения, к сомнениям, к тщеславию, к стремлению во всё вовлекаться, наступает конец склонности к неведению и к страстному желанию. Соответственно, прекращаются воинственность и неприязнь, перебранки, ссоры, споры, обвинения, лживые речи. Таким образом, Учение позволяет освободиться от всех этих нездоровых состояний и явлений.

Поскольку дальнейших вопросов не последовало, Учитель встал и удалился в своё жилище.

Но после того, как Учитель ушёл, монахи стали думать и гадать, что же он имел в виду. Робея беспокоить его, они решили спросить об этом у Каччаны, одного из ближайших учеников Будды. Они отправились к Каччане и передали ему весь разговор, после чего попросили его разъяснить слова Учителя. Каччана попенял монахам за то, что они не попросили разъяснений у самого Учителя, но поскольку монахи очень просили его, сказал следующее:

«Что ж друзья, вот как я понимаю сказанное Учителем.

При наличии нормально работающего глаза и зрительно воспринимаемой формы возникает зрительное сознание. Сочетание этих трёх явлений – это зрительный контакт. При наличии зрительного контакта возникает зрительное чувство. То, по отношению к чему у человека возникло чувство, он распознаёт. Распознав, он испытывает по отношению к этому страстное желание. Когда он испытывает в связи с чем-то страстное желание, он начинает об этом думать. Таким образом этот предмет завладевает его умом и становится источником описаний и мнений, связанных со зрительно воспринимаемыми формами в прошлом, будущем и настоящем. Именно эти описания и мнения захватывают ум человека.

То же самое происходит по остальным пяти каналам восприятия – слуховому, обонятельному, вкусовому, телесному и умственному.

Итак, если есть контакт, значит есть орган восприятия, воспринимаемое явление и соответствующее сознание. Если есть чувство, значит есть и контакт. Если есть распознавание, значит есть и чувство. Если есть страстное желание, значит есть и распознавание. Если есть акцентированные мысли о чём-то, значит есть и страстное желание. Если ум захвачен описаниями и мнениями, значит есть и акцентированные мысли о том или ином предмете, воспринимаемом через тот или иной канал восприятия.

Соответственно, если нет органа восприятия, воспринимаемого предмета и сознания, то нет и контакта. Если нет контакта, нет чувства. Если нет чувства, нет распознавания. Если нет распознавания, нет страстного желания. Если нет страстного желания по отношению к тому или иному предмету, то человек о нём не думает. Если нет акцентированных мыслей о данном предмете, то нет и описаний и мнений о нём, которые могли бы захватить ум.

Как мне кажется, Учитель говорил именно об этом. Но всё же я бы посоветовал вам пойти к нему и попросить его самого дать вам разъяснения».

Монахи так и сделали. Они в точности передали свой разговор с Каччаной Учителю. Он выслушал их и молвил:

«Каччана мудр, монахи. Он ответил именно так, как я сам бы ответил вам. Поэтому запомните его ответ так, как он его сформулировал».

Ананда, адъютант Учителя, сказал: «Это разъяснение доставляет истинное удовольствие, будто отведал медовый пряник, будучи голодным».

«Что ж, – молвил Учитель, – тогда запомни эту лекцию как Сутту о Медовом Прянике».

Подпишитесь на рассылку о будущих ретритах, новых переводах Сутт, вопросах по Дхамме и важных новостях.