Маджхима Никая 16
Сорняки ума

Адаптированная версия сутты МН 16

Однажды, Учитель обратился к собранию монахов с такой речью:

«Монахи, если вы не искорените пять сорняков ума и не избавитесь от пяти рабских качеств ума, вы не сможете реализовать это Учение и эту Практику. Из-за наличия сорняков и рабских качеств, вы не будете способны к настоящему усердию и устремлённости в практике.

ПЯТЬ СОРНЯКОВ УМА

Пять сорняков ума таковы:

  1. Монах сомневается в Учителе, не доверяет ему, не определился с ним.
  2. Монах сомневается в Учении, не доверяет ему, не определился с ним.
  3. Монах сомневается в Сангхе, не доверяет ей, не определился с ней.
  4. Монах сомневается в практике, не доверяет ей, не определился с ней.
  5. Монах недоволен своими товарищами по святой жизни и злится на них, он обидчив и груб с ними.

ПЯТЬ РАБСКИХ КАЧЕСТВ УМА

Пять видов рабских качеств ума таковы:

  1. Монах не освободился от страсти к чувственным удовольствиям (камма).
  2. Монах не освободился от страсти к телу (кайя).
  3. Монах не освободился от страсти к форме (рупа).
  4. Монах ест до отвала, предаётся отдыху, лени и сну.
  5. Монах ведёт святую жизнь ради того, чтобы попасть в рай. Он думает, что простое следование нравственной жизни, соблюдение предписаний и самоограничение позволит ему переродиться среди богов, и этого достаточно.

Соответственно, монах, преодолевший эти пять сорняков ума и пять рабских качеств ума, реализует цель Учения и Практики.

ПЯТЬ ОСНОВ СВЕРХЪЕСТЕСТВЕННОЙ СИЛЫ

Вооружившись устремлённостью, он развивает основы сверхъестественной силы, которые состоят в собранности ума (самадхи), достигаемой благодаря рвению (чханда), энергии (вирийя), чистоте ума (читта), вглядыванию (вимамса) и воодушевлению в качестве пятого.

Тот монах, который обладает этими пятнадцатью факторами, неизбежно достигает окончательного освобождения».

Подпишитесь на рассылку о будущих ретритах, новых переводах Сутт, вопросах по Дхамме и важных новостях.