Маджхима Никая 152
Развитие способности к восприятию (индрийя)

Адаптированная версия сутты МН 152

Однажды, когда Учитель находился близ города Канджагала, его посетил брамин Уттара, ученик брамина Парасарии. После обмена вежливыми фразами, Учитель спросил Уттару, обучает ли Парасария развитию способности к восприятию, и если да, то как. Уттара ответил, что Парасария действительно учит развитию способности к восприятию. Парасария говорит, что высшая степень развития способности к восприятию заключается в том, что, погружаясь в йогическое сосредоточение, человек перестаёт видеть и слышать окружающее.

– Но если бы это было действительно высшей степенью развития способности к восприятию, Уттара, то слепой или глухой человек обладал бы развитой способностью к восприятию, – заметил Учитель.

Уттара не нашёлся что ответить на это замечание, и сидел смущённый и расстроенный. Увидев это, Учитель обратился к Ананде, своему близкому ученику и помощнику:

– Ананда, ты видишь как брамин Парасария обучает развитию способности к восприятию. Но в Учении Благородных высшая степень развития способности к восприятию трактуется иначе.

Тогда Ананда попросил Учителя рассказать об этом подробнее. Учитель сказал:

«Итак, Ананда, что же собой представляет высшее развитие способности к восприятию в Учении Благородных?

Вот монах видит форму глазом, слышит звук ухом, чувствует запах носом, вкус языком, телесное ощущение телом или же воспринимает умственный объект умом, и в нём возникает чувственная оценка – положительная, отрицательная или нейтральная. Он осознаёт, что в нём возникла эта чувственная оценка, и понимает, что это просто грубое обусловленное явление, возникшее лишь благодаря определённым условиям. Он понимает, что лишь спокойствие по-настоящему мирно и возвышенно. И тогда, мгновенно, возникшее положительное, отрицательное или нейтральное чувство прекращается в нём, и устанавливается спокойствие.

Таково высшее развитие способности к восприятию в Учении Благородных.

Сначала, когда благородный ученик вступает на этот путь, то при возникновении того или иного вида чувственной оценки – положительной, отрицательной или нейтральной – он начинает чувствовать отравленность.

Когда же способность к восприятию у него приходит к развитию, то, что бы он ни воспринимал – видимую ли форму, звук, запах, вкус, телесное ощущение или умственный объект, в нём может возникнуть непроизвольная чувственная оценка – положительная, отрицательная или нейтральная, но при этом он, в зависимости от необходимости и оставаясь осознанным и бдительным, может воспринимать

  • неотвратительное в отвратительном;
  • отвратительное в неотвратительном;
  • неотвратительное и в неотвратительном и в отвратительном;
  • либо же он может оставаться в спокойствии, избегая как восприятия неотвратительного, так и восприятия неотвратительного.

Такова, Ананда, высшая степень развития способности к восприятию, а также то, каков человек на пути такого развития и когда способность к восприятию развита. Всё, что нужно было рассказать о практике, я рассказал. Сейчас самое время приступить к медитации. Будьте усердны, монахи, медитируйте, не откладывайте, иначе потом будете сожалеть».

Подпишитесь на рассылку о будущих ретритах, новых переводах Сутт, вопросах по Дхамме и важных новостях.