Маджхима Никая 151
Оправдание подаяния

Адаптированная версия сутты МН 151

Однажды вечером Сарипутта, один из великих учеников Будды, вышел из медитации, и пришёл к Учителю, который в этот момент сидел в окружении монахов. Учитель, увидев его, заметил, ради блага присутствующих монахов:

– Ты весь сияешь, Сарипутта. Какое состояние в медитации сейчас для тебя является обычным?

– Обычным состоянием в медитации для меня сейчас является состояние пустотности, Учитель, – ответил Сарипутта.

– Очень хорошо, Сарипутта, – сказал Учитель, – пустотность – это очень глубокое состояние.

Далее Учитель продолжал, обращаясь к Сарипутте, но на самом деле адресуясь к присутствующим монахам:

– Сарипутта, если монах стремится к тому, чтобы пустотность стала его обычным состоянием в медитации, то ему необходимо постоянно проводить самопроверку: «Пока я шёл туда-то или был там-то или занимался тем-то – имели ли в моём уме место какие-либо желания, страсти, злость, заблуждение или же отторжение по отношению к каким-либо зримым формам, звукам, запахам, вкусам, телесным ощущениям или умственным явлениям?» Если он увидит, что эти нездоровые состояния имели место, ему следует приложить усилия, чтобы отпустить их и предотвратить их появление в дальнейшем. Если же он видит, что нездоровых состояний не было – то тогда можно порадоваться и продолжать в том же духе.

Далее, Сарипутта, этому монаху следует проводить такую самопроверку – «Оставил ли я пять каналов чувственного удовольствия1)

Далее – «Оставил ли я пять помех2)

Далее – «Постиг ли я природу пяти типов опыта, искажённого личностным взглядом3)

Далее – «Вполне ли я реализовал четыре приложения осознанности4)

Далее – «Вполне ли я реализовал четыре вида гармоничного старания?»

Далее – «Вполне ли я реализовал четыре основы сверхъестественной силы?»

Далее – «Вполне ли я реализовал пять сил?»

Далее – «Вполне ли я реализовал пять качеств?»

Далее – «Вполне ли я реализовал семь факторов пробуждения?»

Далее – «Вполне ли я реализовал Восьмеричный Путь?»

Далее – «Вполне ли я реализовал успокоение ума и прозрение5)

И наконец – «Вполне ли я реализовал истинное знание и освобождение?»

В заключение Учитель сказал:

– Сарипутта, любые аскеты и мудрецы, которые действительно заслуживали, заслуживают и будут заслуживать даваемые им подношения, осуществляли вышеописанную самопроверку.

Сарипутта с благодарностью поклонился Учителю.

———————————————–

1) Пять каналов чувственного удовольствия – приятные, вызывающие страсть зримые формы, звуки, запахи, вкусы, телесные ощущения.

2) Пять помех или пять ниваран – (1) неугомонность и беспокойство ума, (2) лень, мутность и сонливость, (3) страсть, желание, (4) злость, страх и отторжение; (5) сомнения и спутанность.

3) Имеются в виду кхандхи – пять типов (совокупностей, груд) опыта, искажённого цеплянием.

4) Четыре приложения или опоры осознанности – сатипаттхана. Содержание этого и последующих факторов вплоть до Восьмеричного Пути, более подробно рассмотрено в МН77.

5) Саматха и випассана, соответственно.

Подпишитесь на рассылку о будущих ретритах, новых переводах Сутт, вопросах по Дхамме и важных новостях.