Маджхима Никая 15
Саморефлексия

Адаптированная версия сутты МН 15

Однажды Моггаллана, один из ближайших учеников Будды, обратился к собранию монахов с такими словами:

«Друзья, даже если монах сам просит других монахов поправлять его, если он что-то делает не так, но при этом он плохо переносит чужие замечания, если он нетерпелив и не следует наставлениям должным образом, то не следует его поправлять и наставлять, поскольку ему нельзя доверять.

Какие качества монаха делают его трудно обучаемым?

(1) Монах имеет неблаготворные нездоровые желания* и потакает им.

(2) Монах восхваляет себя и принижает других.

(3) Монах предаётся злости и раздражительности.

(4) Монах предаётся злости и мстительности.

(5) Монах предаётся злости и упрямству.

(6) Монах предаётся злости и произносит острые слова.

(7) Монаха упрекают и он противится тому, кто его упрекает.

(8) Монаха упрекают и он клевещет на того, кто его упрекает.

(9) Монаха упрекают и он упрекает упрекающего в ответ.

(10) Монаха упрекают и он увиливает, уводит разговор в сторону, проявляет обиду.

(11) Монаха упрекают и он не признаёт своего пагубного поведения.

(12) Монах относится к другим с презрением и высокомерием.

(13) Монах завистлив и скуп.

(14) Монах неискренен и лжив.

(15) Монах неуправляем и нагл.

(16) Монах привязан к своим воззрениям, прочно за них держится и оставляет их с трудом.

Друзья, это и есть те качества монаха, которые делают его трудно обучаемым.

Соответственно, даже если монах не просит других монахов поправлять его, если он что-то делает не так, но при этом он хорошо переносит чужие замечания, терпелив и следует наставлениям должным образом, то следует его поправлять и наставлять, поскольку ему можно доверять.

Такой монах обладает качествами, противоположными вышеперечисленным. Это делает его легко обучаемым.

Так вот, друзья, каждый из вас должен проводить регулярный самоанализ на предмет того, имеют ли место в вас какие-либо из этих качеств. Анализ должен проводиться по следующей схеме:

  1. Необходимо осознать пагубность каждого из этих качеств и зародить в себе намерение быть свободным от них.
  2. Необходимо проверить, не было ли проявлений каждого из этих качеств. Если вы видите, что проявления были, то необходимо приложить усилия, чтобы впредь такого не повторялось. Если же вы видите, что таких проявлений не было, необходимо отметить это и порадоваться, продолжая взращивать здоровые состояния».

——————-

* См. МН 5.

Подпишитесь на рассылку о будущих ретритах, новых переводах Сутт, вопросах по Дхамме и важных новостях.