Маджхима Никая 149
Великая шестеричная основа

Адаптированная версия сутты МН 149

Однажды Учитель обратился к монахам с такими словами:

«Монахи, я расскажу вам о великой шестеричной основе. Слушайте меня внимательно.

НЕ НАБЛЮДАЕТ И НЕ ПОНИМАЕТ

Если человек не наблюдает и не понимает, как работают, как образуются и как прекращаются

  • (1) глаза; зримые формы; зрительное сознание; зрительный контакт; переживание; возникшее на основе зрительного контакта; и ощущаемое как приятное, болезненное или нейтральное;
  • (2) уши; звуки; слуховое сознание; слуховой контакт; переживание; возникшее на основе слухового контакта; и ощущаемое как приятное, болезненное или нейтральное;
  • (3) нос; запахи; обонятельное сознание; обонятельный контакт; переживание; возникшее на основе обонятельного контакта; и ощущаемое как приятное, болезненное или нейтральное;
  • (4) язык; вкусы; вкусовое сознание; вкусовой контакт; переживание; возникшее на основе вкусового контакта; и ощущаемое как приятное, болезненное или нейтральное;
  • (5) тело; телесные ощущения; телесное сознание; телесный контакт; переживание; возникшее на основе телесного контакта; и ощущаемое как приятное, болезненное или нейтральное;
  • (6) ум как орган восприятия; умственные явления; умственное сознание; умственный контакт; переживание; возникшее на основе умственного контакта; и ощущаемое как приятное, болезненное или нейтральное,

То он отождествляется со всем этим – с органами восприятия, воспринимаемыми объектами, соответствующим видом сознания, контакта и переживания, он испытывает влечение ко всему этому.

Отождествляясь и испытывая влечение, опутанный, ослеплённый, задерживая внимание на том, что ему приятно, он создаёт условия для существования искажённого цеплянием опыта*. В нём усиливается страстное желание, которое ведёт к новому и новому отождествлению и влечению, сопровождаемыми наслаждением и страстью. И вот, его телесный и умственный разлад усиливается, его телесные и умственные мучения усиливаются, его телесное и умственное беспокойство усиливается, он переживает телесное и умственное страдание.

НАБЛЮДАЕТ И ПОНИМАЕТ

Если человек наблюдает и понимает, как работают, как образуются и как прекращаются все эти органы восприятия, воспринимаемые объекты, соответствующие виды сознания, контакта и переживания, то он не отождествляется со всем этим, он не испытывает влечения ко всему этому.

Не отождествляясь и не испытывая влечение, не будучи опутанным, ослеплённым, удерживая внимание на опасности чувственных наслаждений, он создаёт условия, при которых искажённый цеплянием опыт* сам собой сходит на нет. В нём ослабевает и исчезает страстное желание, которое бы, иначе, вело к новому и новому отождествлению и влечению, сопровождаемым наслаждением и страстью. И вот, его телесный и умственный разлад исчезает, его телесные и умственные мучения исчезают, его телесное и умственное беспокойство исчезает, он переживает телесное и умственное счастье.

Такой человек обладает гармоничным воззрением, гармоничным намерением, гармоничным усилием, гармоничной осознанностью, гармоничной собранностью ума. А его телесные и словесные действия были вполне чисты и до того.

Когда, таким образом этот Благородный Восьмеричный Путь приходит в нём к исполнению, развиваются также и следующие аспекты: четыре области осознавания, четыре гармоничных старания, четыре основы сверхъестественных сил, пять качеств, пять сил, семь факторов пробуждения.

Два аспекта ― безмятежность и прозрение** ― идут в его практике в одной упряжи вместе. Он всецело и непосредственно постигает то, что следует постичь, всецело и непосредственно. Через непосредственное понимание он отбрасывает то, что следует отбросить, развивает то, что следует развить, реализует то, что следует реализовать.

И что следует постичь, всецело и непосредственно? Ответ на это таков: нужно постичь, всецело и непосредственно, пять типов опыта, искажённого цеплянием*, а именно: физические ощущения; переживания; распознавание; активность; сознание – искажённые цеплянием.

И что следует отбросить через непосредственное понимание? Неведение и страстное желание к существованию.

И что следует развить через непосредственное понимание? Безмятежность и прозрение.

И что следует реализовать через непосредственное понимание? Истинное знание и освобождение».

———————————-

* Имеются в виду кхандхи – пять типов (совокупностей, груд) опыта, искажённого личностным взглядом.

** Саматха и випассана соответственно.

Подпишитесь на рассылку о будущих ретритах, новых переводах Сутт, вопросах по Дхамме и важных новостях.