Маджхима Никая 148
Шесть шестёрок

Адаптированная версия сутты МН 148

Однажды Учитель обратился к монахам с такой речью:

«Монахи, это Учение приятно в начале, приятно в середине и приятно в конце, гармонично и в духе и в букве, всецело совершенно и чисто. Сегодня я расскажу вам о шести шестёрках. Слушайте меня внимательно». Далее Учитель сказал следующее:

КРАТКИЙ ОБЗОР

«Шесть шестёрок это: (1) Шесть внутренних сфер; (2) Шесть внешних сфер; (3) Шесть видов восприятия; (4) Шесть видов контакта; (5) Шесть видов чувства; (6) Шесть видов страстного желания.

Что это такое?

ПЕРЕЧИСЛЕНИЕ

(1) Шесть внутренних сфер это сфера глаза, сфера уха, сфера носа, сфера языка, сфера тела, сфера ума, то есть шесть органов восприятия. Такова первая шестёрка.

(2) Шесть внешних сфер это сфера видимой формы, сфера звука, сфера запаха, сфера вкуса, сфера телесного ощущения, сфера умственного объекта, то есть воспринимаемые объекты. Такова вторая шестёрка.

(3) Шесть видов восприятия это зрительное восприятие, слуховое восприятие, обонятельное восприятие, вкусовое восприятие, телесное восприятие, умственное восприятие, то есть то, что воспринимает. Каждый из этих видов восприятия возникает при наличии органа восприятия и воспринимаемого объекта. Например, зрительное восприятие возникает при наличии глаза и видимой формы. Такова третья шестёрка.

(4) Шесть видов контакта это зрительный контакт, слуховой контакт, обонятельный контакт, вкусовой контакт, телесный контакт, умственный контакт, то есть акт восприятия. Каждый из этих видов контакта возникает при сочетании соответствующего органа восприятия, воспринимаемого объекта и восприятия. Например, зрительный контакт возникает при сочетании работоспособного глаза, видимой формы и зрительного восприятия. Такова четвёртая шестёрка.

(5) Шесть видов чувства это чувственная оценка, возникающая на основе того или иного вида контакта – зрительного, слухового, обонятельного, вкусового, телесного, умственного. Такова пятая шестёрка.

(6) Шесть видов страстного желания это страстное желание, возникающее на основе того или иного вида чувства. Такова шестая шестёрка.

ДЕМОНСТРАЦИЯ НЕ-ЛИЧНОСТНОСТИ

Неотъемлемым свойством “я” должно быть постоянство. Поэтому если что-либо появляется и исчезает, то это явление не может считаться “я”, поскольку тогда получилось бы, что “я” появляется и исчезает, как любое другое явление. Теперь рассмотрим в этом свете каждую из выше описанных шестёрок.

(1) “Я” не может быть каким-либо из органов восприятия – глазом, ухом, носом, языком, телом или умом, потому что каждый из этих органов подвержен появлению и исчезновению. Поэтому органы восприятия ― это не “я”.

(2) “Я” не может быть каким-либо из воспринимаемых объектов – видимой формой, звуком, запахом, вкусом, телесным ощущением или умственным объектом, поскольку каждый из этих объектов подвержен появлению и исчезновению. Поэтому воспринимаемые объекты ― это не “я”.

(3) “Я” не может быть каким-либо из видов восприятия – зрительным, слуховым, обонятельным, вкусовым, телесным или умственным, потому что каждый из этих видов восприятия подвержен появлению и исчезновению. Поэтому восприятие ― это не “я”.

(4) “Я” не может быть каким-либо из видов контакта – зрительным, слуховым, обонятельным, вкусовым, телесным или умственным, потому что каждый из этих видов контакта подвержен появлению и исчезновению. Поэтому контакт ― это не “я”.

(5) “Я” не может быть каким-либо из видов чувства – связанным со зрительным, слуховым, обонятельным, вкусовым, телесным или умственным контактом, потому что каждый из этих видов чувства подвержен появлению и исчезновению. Поэтому чувство ― это не “я”.

(6) “Я” не может быть каким-либо из видов страстного желания – в зрительной, слуховой, обонятельной, вкусовой, телесной или умственной области, потому что каждый из этих видов страстного желания подвержен появлению и исчезновению. Поэтому страстное желание ― это не “я”.

Итак, органы восприятия это не “я”, воспринимаемые объекты это не “я”, восприятие это не “я”, контакт это не “я”, чувство это не “я”, страстное желание это не “я”.

ВОЗНИКНОВЕНИЕ ЛИЧНОСТНОСТИ И ЕЁ ПРЕКРАЩЕНИЕ

Теперь, монахи, о том, как возникает личностный взгляд и как он прекращается.

Личностный взгляд возникает тогда, когда человек начинает относиться к органу восприятия, к воспринимаемым объектам, к сознанию, к контакту, к чувству или к страстному желанию как к “я”, как к “моему”, как к тому, чем “я являюсь”.

Личностный взгляд прекращается в том случае, если человек начинает относиться к органу восприятия, к воспринимаемым объектам, к сознанию, к контакту, к чувству или к страстному желанию как к тому в чём нет никакого “я”, как к тому, что не является “моим”, как к тому, что не является каким бы то ни было “я”.

СКРЫТЫЕ СКЛОННОСТИ И ИХ ПРЕКРАЩЕНИЕ

Если есть орган восприятия и воспринимаемый объект – например глаз, и форма – возникает соответствующее восприятие. Сочетание этих трёх образует контакт. При наличии контакта возникает чувство, которое может быть приятным, болезненным или нейтральным.

Если человек, испытывая приятное чувство, хочет больше и больше, стремится удержать его, предаётся ему с наслаждением, это значит, что в этом человеке имеется скрытая склонность к влечению.

Если же всего этого в нём нет – если он не хочет больше и больше, не стремится удержать это приятное чувство, не предаётся ему с наслаждением, это значит, что этот человек превзошёл скрытую склонность к влечению.

Если человек, испытывая болезненное чувство, хочет избежать его, стремится избавиться от него, испытывает к нему отторжение, это значит, что в этом человеке имеется скрытая склонность к неприязни.

Если же всего этого в нём нет – если он не хочет избежать болезненное чувство, не стремится избавиться от него, не испытывает к нему отторжения, это значит, что этот человек превзошёл скрытую склонность к неприязни.

Если человек, испытывая нейтральное чувство, не сохраняет ясную осознанность, наблюдая возникновение и исчезновение этого чувства, не понимая сути потворствования ему, его опасности и спасения от этой опасности, это значит, что в этом человеке есть скрытая склонность к неведению.

Если же всего этого в нём нет – если он сохраняет осознанность, испытывая нейтральное чувство, и наблюдает его возникновение и исчезновения, понимая суть потворствования этому чувству, его опасности и спасения от этой опасности, это значит, что этот человек превзошёл скрытую склонность к неведению.

Монахи, невозможно положить конец страданию, не покончив с этими тремя видами скрытых склонностей – скрытой склонности к влечению, к неприязни и к неведению. Если же человек покончил с этими тремя видами скрытых склонностей, то он достигает освобождения от страдания.

ОСВОБОЖДЕНИЕ

Таким образом, монахи, Благородный ученик освобождается от очарованности органами чувств, воспринимаемыми объектами, восприятием, контактом, чувством и страстным желанием.

Освободившись от очарованности, он становится бесстрастным. Через бесстрастие достигается окончательное освобождение от страдания. Когда он достигает освобождения, он ясно понимает, что это произошло, что больше не будет рождений, что цель практики достигнута, что сделано то, что следовало сделать, что больше не будет никаких состояний вовлечённости».

Так сказал Учитель. Во время этой лекции шестьдесят монахов освободились от помрачений через прекращение цепляния.

Подпишитесь на рассылку о будущих ретритах, новых переводах Сутт, вопросах по Дхамме и важных новостях.