Маджхима Никая 147
Малое наставление Рахуле

Адаптированная версия сутты МН 147

Пришло время, когда Учитель увидел, что Рахула, его сын, ставший монахом, близко подошёл к окончательному освобождению. Тогда Учитель позвал Рахулу в Рощу Слепых, чтобы дать ему наставление. Когда они устроились на месте, Учитель сказал:

— Как ты думаешь, Рахула, глаз, ухо, нос, язык, тело или ум – то есть органы восприятия – являются постоянными или непостоянными?

— Непостоянными, Учитель, – отвечал Рахула.

— А непостоянство порождает счастье или неудовлетворённость?

— Непостоянство порождает неудовлетворённость.

— А то, что непостоянно, порождает неудовлетворённость и подвержено окончанию – можно ли назвать «я», «моим» или свойством «я»?

— Нет, Учитель.

— Таким образом, Рахула, органы восприятия это не «я», не «моё», не свойства «я».

Далее Учитель продолжал:

— Как ты думаешь, Рахула, видимые формы, звуки, запахи, вкусы, телесные ощущения или умственные объекты – то есть воспринимаемые объекты – являются постоянными или непостоянными?

— Непостоянными, Учитель, – отвечал Рахула.

— А непостоянство порождает счастье или неудовлетворённость?

— Непостоянство порождает неудовлетворённость.

— А то, что непостоянно, порождает неудовлетворённость и подвержено окончанию – можно ли назвать «я», «моим» или свойством «я»?

— Нет, Учитель.

— Таким образом, Рахула, воспринимаемые объекты это не «я», не «моё», не свойства «я».

Далее Учитель продолжал:

— Как ты думаешь, Рахула, зрительное, слуховое, обонятельное, вкусовое, телесное или умственное восприятие – является постоянным или непостоянным?

— Непостоянным, Учитель, – отвечал Рахула.

— А непостоянство порождает счастье или неудовлетворённость?

— Непостоянство порождает неудовлетворённость.

— А то, что непостоянно, порождает неудовлетворённость и подвержено окончанию – можно ли назвать «я», «моим» или свойством «я»?

— Нет, Учитель.

— Таким образом, Рахула, восприятие это не «я», не «моё», не свойство «я».

Далее Учитель продолжал:

— Как ты думаешь, Рахула, зрительный, слуховой, обонятельный, вкусовой, телесный или умственный контакт – является постоянным или непостоянным?

— Непостоянным, Учитель, – отвечал Рахула.

— А непостоянство порождает счастье или неудовлетворённость?

— Непостоянство порождает неудовлетворённость.

— А то, что непостоянно, порождает неудовлетворённость и подвержено окончанию – можно ли назвать «я», «моим» или свойством «я»?

— Нет, Учитель.

— Таким образом, Рахула, контакт это не «я», не «моё», не свойство «я».

Далее Учитель продолжал:

— Как ты думаешь, Рахула, что-либо из чувства, распознавания, активности или восприятия, возникших на основе того или иного вида контакта – является постоянным или непостоянным?

— Непостоянным, Учитель, – отвечал Рахула.

— А непостоянство порождает счастье или неудовлетворённость?

— Непостоянство порождает неудовлетворённость.

— А то, что непостоянно, порождает неудовлетворённость и подвержено окончанию – можно ли назвать «я», «моим» или свойством «я»?

— Нет, Учитель.

— Таким образом, Рахула, чувство, распознавание, активность и восприятие, возникающие на основе контакта, это не «я», не «моё», не свойства «я».

Далее Учитель продолжал:

«Видя всё так, Рахула, благородный ученик избавляется от очарованности органами восприятия, избавляется от очарованности воспринимаемыми объектами, избавляется от очарованности восприятием, избавляется от очарованности контактом, избавляется от очарованности чувством, распознаванием, активностью, восприятием, возникающими на основе контакта.

Избавившись от очарованности, он становится беспристрастным. Через беспристрастие его ум освобождается. Когда он достигает освобождения, он ясно понимает, что освобождение достигнуто. Он понимает, что больше не будет рождения, что святая жизнь достигла цели, что сделано то, что следовало сделать, что новое состояние вовлечённости более не возникнет».

Так сказал Учитель. Во время этой беседы ум Рахулы освободился от помрачений, перестав цепляться, а у многих тысяч божеств возникло незапятнанное, безупречное видение Дхаммы: «Всё, что подвержено возникновению, подвержено и прекращению».

 

Подпишитесь на рассылку о будущих ретритах, новых переводах Сутт, вопросах по Дхамме и важных новостях.