Маджхима Никая 145
Наставление Пунне

Адаптированная версия сутты МН 145

Однажды к Учителю пришёл монах по имени Пунна, и попросил наставлений, поскольку он собирался отправиться в дальние края. Учитель сказал:

«Пунна, органы чувств – глаза, уши, нос, язык, тело и ум – воспринимают объекты, которые вызывают чувственное желание, вожделение, страсть, приятные, привлекательные. Это зримые формы, звуки, запахи, вкусы, телесные ощущения, умственные явления.

Если ты услаждаешь себя ими, радуешься им, стремишься их удержать, возникает наслаждение. Я говорю тебе: с возникновением наслаждения возникает страдание.

Если же ты не услаждаешь себя ими, не радуешься им, не стремишься их удержать, наслаждение в тебе прекращается. Я говорю тебе: с прекращением наслаждения прекращается страдание».

После окончания наставления, Учитель спросил:

– Куда же ты собираешься отправиться теперь, Пунна?

– Я возвращаюсь на родину, в Сунапаранту, Учитель.

– Люди в Сунапаранте весьма свирепы и грубы, Пунна. Что если они будут оскорблять тебя?

– Я приму это, Учитель. Я буду думать, что эти люди совсем не плохи, ведь они во всяком случае не бьют меня.

– А если они будут тебя бить?

– Я приму и это, Учитель. Я буду думать, что они совсем не плохи, ведь они во всяком случае не нападают на меня с оружием.

– А если они нападут на тебя с оружием?

– Я приму и это, Учитель. Я буду думать, что они совсем не плохи, ведь они во всяком случае не убивают меня.

– А если они будут убивать тебя, Пунна?

– Что ж, я приму и это, Учитель. Я буду думать, что всё сложилось очень удачно, ведь некоторые ученики Татхагаты искали для себя убийцу, чтобы уйти из жизни. А здесь убийца сам нашёлся.

– Очень хорошо, Пунна. Твоя невозмутимость достаточно прочна, чтобы проживать среди таких свирепых людей. Теперь ты можешь идти.

Тогда Пунна поднялся со своего сиденья, поклонился Учителю, и удалился. Он немедленно отправился в Сунапаранту. Передвигаясь пешком, через некоторое время он достиг этой страны. Обосновавшись там, он, в течение сезона дождей, утвердил в Учении множество мирян и мирянок, а сам, в этот же сезон дождей, достиг полного и окончательного освобождения, став арахантом.

Спустя много лет Пунна скончался. Несколько монахов спросили Учителя, какая участь его постигла в посмертии. Учитель ответил, что Пунна достиг окончательной Ниббаны.

Подпишитесь на рассылку о будущих ретритах, новых переводах Сутт, вопросах по Дхамме и важных новостях.