Маджхима Никая 145
Наставление Пунне

Адаптированная версия сутты МН 145

Однажды к Учителю пришёл монах по имени Пунна, и попросил наставлений, поскольку он собирался отправиться в дальние края. Учитель сказал:

«Пунна, органы чувств – глаза, уши, нос, язык, тело и ум – воспринимают объекты, которые вызывают чувственное желание, вожделение, страсть, – приятные, привлекательные объекты. Это зримые формы, звуки, запахи, вкусы, телесные ощущения, умственные явления.

Если ты услаждаешь себя ими, радуешься им, стремишься их удержать, возникает чувственное наслаждение. Я говорю тебе: с возникновением наслаждения возникает страдание.

Если же ты не услаждаешь себя ими, не радуешься им, не стремишься их удержать, чувственное наслаждение в тебе прекращается. Я говорю тебе: с прекращением чувственного наслаждения прекращается страдание».

После окончания наставления, Учитель спросил:

– Куда же ты собираешься отправиться теперь, Пунна?

– Я возвращаюсь на родину, в Сунапаранту, Учитель.

– Люди в Сунапаранте весьма свирепы и грубы, Пунна. Что если они будут оскорблять тебя?

– Я приму это, Учитель. Я буду думать, что эти люди прекрасны, ведь они во всяком случае не бьют меня.

– А если они будут тебя бить?

– Я приму и это, Учитель. Я буду думать, что эти люди прекрасны, ведь они во всяком случае не нападают на меня с оружием.

– А если они нападут на тебя с оружием?

– Я приму и это, Учитель. Я буду думать, что эти люди прекрасны, ведь они во всяком случае не убивают меня.

– А если они будут убивать тебя, Пунна?

– Что ж, я приму и это, Учитель. Я буду думать, что всё сложилось очень удачно, ведь некоторые ученики Татхагаты искали для себя убийцу, чтобы уйти из жизни. А здесь убийца нашёлся сам.

– Очень хорошо, Пунна. Твоя невозмутимость достаточно прочна, чтобы проживать среди таких свирепых людей. Теперь ты можешь идти.

Тогда Пунна поднялся со своего сиденья, поклонился Учителю, и удалился. Он немедленно отправился в Сунапаранту. Передвигаясь пешком, через некоторое время он достиг этой страны. Обосновавшись там, он, в течение сезона дождей, утвердил в Учении множество мирян и мирянок, а сам, в этот же сезон дождей, достиг полного и окончательного освобождения, став арахантом.

Спустя много лет Пунна скончался. Несколько монахов спросили Учителя, какая участь его постигла в посмертии. Учитель ответил, что Пунна достиг окончательной Ниббаны.

Подпишитесь на рассылку о будущих ретритах, новых переводах Сутт, вопросах по Дхамме и важных новостях.