Маджхима Никая 144
Наставление Чханне

Адаптированная версия сутты МН 144

Однажды ближайшие ученики Будды – Сарипутта, Чунда и Чханна – проживали на горе Ястребиная Круча. И вот, Чханна тяжело и неизлечимо заболел. Как-то вечером Сарипутта и Чунда отправились к нему, чтобы узнать о его здоровье.

Прибыв к нему, они осведомились у Чханны, как он себя чувствует, на что Чханна ответил, что он безнадёжно болен. Потом Чханна добавил, что собирается покончить с собой.

— Друг, не делай этого, – сказал Сарипутта, – Живи, друг. Скажи, что тебе нужно – еду, лекарства, уход – и я тебе это обеспечу. Я хочу, чтобы ты жил.

— Друг Сарипутта, – отвечал Чханна, – мне всего хватает, и мне не нужен уход. Я ухожу. Многие годы я с любовью служил Учителю, и сейчас ухожу с лёгким сердцем, без цепляния.

Сарипутта помолчал, а затем сказал:

— В таком случае, Чханна, позволь мне задать тебе несколько вопросов.

— Задавай любые вопросы, друг, я постараюсь на них ответить, если смогу, – ответил Чханна.

— Друг Чханна, есть ли в тебе отождествление с органами восприятия – глазами, ушами, носом, языком, телом или умом, или с соответствующим видом восприятия или с воспринимаемыми объектами? Не считаешь ли ты, что они “твои”, что это “я”, что они являются “тобой”?

— Друг Сарипутта, во мне нет отождествления со всем этим. Я ясно вижу, что ни органы восприятия, ни восприятие, ни воспринимаемые объекты – это не “моё”, это не “я”, в этом нет никакого “я”.

— Друг Чханна, что именно ты ясно видишь в органах восприятия, в восприятии и в воспринимаемых объектах, что в тебе нет отождествления?

— Друг Сарипутта, в органах восприятия, в восприятии и в воспринимаемых объектах я ясно вижу прекращение, и благодаря этому во мне нет отождествления со всем этим.

После этого Чунда обратился к Чханне с такими словами:

— Чханна, непрерывно памятуй о следующем наставлении Учителя: «В том, чьё состояние зависит от чего-либо, есть колебание. В том, чьё состояние не зависит от чего бы то ни было, нет колебаний. Когда нет колебаний, есть безмятежность. Когда есть безмятежность, нет пристрастия. Когда нет пристрастия, некому приходить и уходить. Когда некому приходить и уходить, нет смерти и рождения. Когда нет смерти и рождения, нет ни этого мира, ни иного, ни перехода между ними. Это и есть окончание страдания».

Затем, когда Сарипутта и Чунда ушли, Чханна совершил самоубийство. Узнав об этом, Сарипутта подошёл к Учителю и спросил его, где переродится Чханна, какой стадии на пути он достиг перед смертью? Учитель в ответ спросил:

— Разве Чханна не сказал тебе, что достиг освобождения, Сарипутта?

— Да, Учитель, – сказал Сарипутта, – но в стране Вадджей есть деревня, где у Чханны было много друзей среди мирян, людей небезупречных.

— Это правда, Сарипутта, – согласился Учитель, – Но это не значит, что сам он при этом был небезупречен. Небезупречным я бы назвал того, кто, оставив это тело, прицепляется к новому. Но это не так в случае Чханны.

Подпишитесь на рассылку о будущих ретритах, новых переводах Сутт, вопросах по Дхамме и важных новостях.