Маджхима Никая 143
Наставление Анатхапиндике

Адаптированная версия сутты МН 143

Пришло время, когда Анатхапиндика, мирянин, ученик Будды, меценат Сангхи, оказался при смерти. Не в состоянии встать с постели, он послал слугу передать поклон Учителю, а также попросить Сарипутту, одного из ближайших учеников Будды, посетить его, Анатхапиндику, из милосердия. Он пригласил именно Сарипутту потому, что именно его почитал как своего непосредственного учителя.

Слуга передал поклон и просьбу Анатхапиндики, и Сарипутта, в сопровождении другого ближайшего ученика Будды, Ананды, отправился к Анатхапиндике. Придя, он сел рядом с постелью Анатхапиндики, и спросил его о состоянии здоровья. Анатхапиндика ответил, что он близок к смерти и просит Сарипутту о последних наставлениях. Сарипутта ответил так:

«Мирянин, тебе следует тренироваться следующим образом:

  • “Я отпускаю глаза, и моё сознание не будет зависеть от наличия или отсутствия глаз”;
  • “Я отпускаю уши, и моё сознание не будет зависеть от наличия или отсутствия ушей”;
  • “Я отпускаю нос, и моё сознание не будет зависеть от наличия или отсутствия носа”;
  • “Я отпускаю язык, и моё сознание не будет зависеть от наличия или отсутствия языка”;
  • “Я отпускаю тело, и моё сознание не будет зависеть от наличия или отсутствия тела”;
  • “Я отпускаю воспринимающий ум, и моё сознание не будет зависеть от наличия или отсутствия воспринимающего ума”;

Тебе следует тренироваться так:

  • “Я отпускаю видимые формы, и моё сознание не будет зависеть от наличия или отсутствия видимых форм”;
  • “Я отпускаю звуки, и моё сознание не будет зависеть от наличия или отсутствия звуков”;
  • “Я отпускаю запахи, и моё сознание не будет зависеть от наличия или отсутствия запахов”;
  • “Я отпускаю вкусы, и моё сознание не будет зависеть от наличия или отсутствия вкусов”;
  • “Я отпускаю телесные ощущения, и моё сознание не будет зависеть от наличия или отсутствия телесных ощущений”;
  • “Я отпускаю мысли, и моё сознание не будет зависеть от наличия или отсутствия мыслей”;

Тебе следует тренироваться так [1]:

  • “Я отпускаю зрение, и моё сознание не будет зависеть от наличия или отсутствия зрения”;
  • “Я отпускаю слух, и моё сознание не будет зависеть от наличия или отсутствия слуха”;
  • “Я отпускаю обоняние, и моё сознание не будет зависеть от наличия или отсутствия обоняния”;
  • “Я отпускаю вкусовое восприятие, и моё сознание не будет зависеть от наличия или отсутствия вкусового восприятия”;
  • “Я отпускаю телесное восприятие, и моё сознание не будет зависеть от наличия или отсутствия телесного восприятия”;
  • “Я отпускаю умственное восприятие, и моё сознание не будет зависеть от наличия или отсутствия умственного восприятия”;

Тебе следует тренироваться так [2]:

  • “Я отпускаю то, что я вижу, и моё сознание не будет зависеть от того, что я вижу”;
  • “Я отпускаю то, что я слышу, и моё сознание не будет зависеть от того, что я слышу”;
  • “Я отпускаю то, что я обоняю, и моё сознание не будет зависеть от того, что я обоняю”;
  • “Я отпускаю вкусы, которые я чувствую, и моё сознание не будет зависеть от вкусов, которые я чувствую”;
  • “Я отпускаю то, что я ощущаю телом, и моё сознание не будет зависеть от того, что я ощущаю телом”;
  • “Я отпускаю то, что я воспринимаю умом, и моё сознание не будет зависеть от того, что я воспринимаю умом”;

Тебе следует тренироваться так [3]:

  • “Я отпускаю чувство по отношению к тому, что я вижу, и моё сознание не будет зависеть от чувства, возникающего по отношению к тому, что я вижу”;
  • “Я отпускаю чувство по отношению к тому, что я слышу, и моё сознание не будет зависеть от чувства, возникающего по отношению к тому, что я слышу”;
  • “Я отпускаю чувство по отношению к тому, что я обоняю, и моё сознание не будет зависеть от чувства, возникающего по отношению к тому, что я обоняю”;
  • “Я отпускаю чувство по отношению к воспринимаемому мной вкусу, и моё сознание не будет зависеть от чувства, возникающего по отношению к воспринимаемому мной вкусу”;
  • “Я отпускаю чувство по отношению к тому, что я ощущаю телом, и моё сознание не будет зависеть от чувства, возникающего по отношению к тому, что я ощущаю телом”;
  • “Я отпускаю чувство по отношению к тому, что я воспринимаю умом, и моё сознание не будет зависеть от чувства, возникающего по отношению к тому, что я воспринимаю умом”;

Тебе следует тренироваться так [4]:

  • “Я отпускаю всё плотное, и моё сознание не будет зависеть от наличия или отсутствия плотного”;
  • “Я отпускаю всё жидкое и водянистое, и моё сознание не будет зависеть от наличия или отсутствия жидкого и водянистого”;
  • “Я отпускаю тепло, и моё сознание не будет зависеть от наличия или отсутствия тепла”;
  • “Я отпускаю воздух и вибрации, и моё сознание не будет зависеть от наличия или отсутствия воздуха и вибраций”;
  • “Я отпускаю пространство, и моё сознание не будет зависеть от наличия или отсутствия пространства”;
  • “Я отпускаю сознание, и я не буду цепляться за это сознание”;

Тебе следует тренироваться так [5]:

  • “Я отпускаю форму, и моё сознание не будет зависеть от формы”;
  • “Я отпускаю чувство, и моё сознание не будет зависеть от чувства”;
  • “Я отпускаю распознавание, и моё сознание не будет зависеть от распознавания”;
  • “Я отпускаю активность, и моё сознание не будет зависеть от активности”;
  • “Я отпускаю сознание, и моё сознание не будет зависеть от сознания”;

Тебе следует тренироваться так:

  • “Я отпускаю сферу безграничного пространства, и моё сознание не будет зависеть от сферы безграничного пространства”;
  • “Я отпускаю сферу безграничного сознания, и моё сознание не будет зависеть от сферы безграничного сознания”;
  • “Я отпускаю сферу отсутствия всего, и моё сознание не будет зависеть от сферы отсутствия всего”;
  • “Я отпускаю сферу ни-восприятия-ни-невосприятия, и моё сознание не будет зависеть от сферы ни-восприятия-ни-невосприятия”;

Тебе следует тренироваться так:

  • “Я отпускаю этот мир, и моё сознание не будет зависеть от этого мира”;
  • “Я отпускаю иной мир, и моё сознание не будет зависеть от иного мира”;

Тебе следует тренироваться так: “Я отпускаю всё видимое, слышимое, ощущаемое, познаваемое, встречаемое, искомое, исследуемое умом, и моё сознание не будет зависеть от чего бы то ни было видимого, слышимого, ощущаемого, познаваемого, встречаемого, искомого, исследуемого умом”.

Вот как тебе следует тренироваться, мирянин».

Когда Сарипутта замолчал, Анатхапиндика не смог удержать слёз.

– Ты испытываешь отчаяние, мирянин? – спросил его Ананда.

– Нет, господин Ананда, я не испытываю отчаяния, – ответил Анатхапиндика, – Я сожалею о том, что, несмотря на то, что я много лет служу вам, подобная практика ни разу мне не преподавалась.

На это Сарипутта сказал:

– Эта практика не предназначена для мирян. Она – для тех, кто идёт дальше.

Тогда Анатхапиндика молвил:

– Господин Сарипутта, я прошу вас, преподавайте эту практику и мирянам. Среди них есть те, чей взор не замутнён, и они многое потеряют, если не услышат это учение.

После этого Сарипутта и Ананда покинули Анатхапиндику, и тот вскоре скончался, переродившись в небесном мире Тусита. И затем однажды ночью он явился Учителю в виде сияющего божества, произнеся хвалу Будде, Дхамме и Сангхе, а также персонально Сарипутте.

После этого, утром, Учитель рассказал об этом происшествии монахам. Ананда тут же сказал:

– О, Учитель, этим божеством, должно быть, был наш Анатхапиндика!

– Именно так, Ананда, – ответил Учитель.

Ананда был счастлив.

————

[1] Ниже речь идёт о сознании – виньняна.

[2] Ниже речь идёт о контакте – пхасса, соответственно зрительном, слуховом и т.д.

[3] Ниже речь идёт о чувстве – ведана. Оно может быть положительным, отрицательным или нейтральным.

[4] Ниже речь идёт о великих элементах – соответственно земля, вода, огонь, ветер, пространство и сознание.

[5] Ниже речь идёт о пяти совокупностях (кхандха), составляющих наше существо.

Подпишитесь на рассылку о будущих ретритах, новых переводах Сутт, вопросах по Дхамме и важных новостях.