Маджхима Никая 142
Разъяснение о дарении

Адаптированная версия сутты МН 142

Однажды, когда Учитель находился в родной стране, его приёмная мать, Махападжапати Готами, преподнесла ему новые одежды, изготовленные специально для него, и попросила его принять их из милосердия. Однако Учитель сказал, что лучше будет преподнести эти одежды в дар Общине монахов. Так Махападжапати выразит почтение и Учителю и Общине. Однако, Махападжапати продолжала упрашивать его.

В конце концов в этот разговор вступил Ананда, личный помощник Учителя, попросив его уважить просьбу Махападжапати, которая фактически заменила ему родную мать и к тому же приходилась ей сестрой. «Махападжапати, – сказал Ананда, – много сделала для тебя, Учитель, и ты тоже много сделал для неё, ведь благодаря тебе она узнала об Учении и стала ему следовать». На это Учитель сказал:

«Это правда, Ананда. Если ты принял прибежище в Татхагате, в Учении и в Общине учеников благодаря некоему человеку, не существует такого дара, которым ты мог бы вполне отблагодарить этого человека. Что уж говорить, если ты благодаря ему стал придерживаться нравственных предписаний*, обрёл неколебимое доверие или тем более достиг освобождения от сомнений по отношению к четырём пунктам Учения**. Такие благодеяния невозможно отблагодарить.

ДАРЕНИЕ ЛИЧНОСТИ

Ананда, можно выделить четырнадцать видов дарения:

  • Дарение Татхагате;
  • Дарение тому, кто достиг пробуждения самостоятельно;
  • Дарение араханту;
  • Дарение вступившему на путь араханта;
  • Дарение анагами;
  • Дарение вступившему на путь анагами;
  • Дарение сакадагами;
  • Дарение вступившему на путь сакадагами;
  • Дарение сотапанна;
  • Дарение вступившему на путь сотапанна;
  • Дарение тому, кто не придерживается Учения Татхагаты, но свободен от влечения к чувственным удовольствиям;
  • Дарение обычному нравственному человеку;
  • Дарение обычному человеку, не обладающему нравственностью;
  • Дарение животному.

Дарение животному вернётся стократно, а дарение тому, кто свободен от чувственных влечений, но не придерживается Учения – вернётся сто миллионно кратно. Но даже дарение тому, кто вступил на путь сотапанны, имеет безмерный плод, что уж говорить об остальных видах дарения, тому, кто реализован в большей степени.

ДАРЕНИЕ ОБЩИНЕ

Но дарение может производиться также и Общине монахов. Здесь можно выделить семь видов подношений:

  • Дарение Общинам, возглавляемым непосредственно Татхагатой;
  • Дарение Общинам в первые века после ухода Татхагаты;
  • Дарение Общине монахов;
  • Дарение Общине монахинь;
  • Содержание нескольких монахов и монахинь;
  • Содержание нескольких монахов;
  • Содержание нескольких монахинь.

В будущем будут монахи лишь по названию, безнравственные, с порочным характером. И некоторые люди будут давать дары этим безнравственным монахам, но не им лично, а имея в виду поддержание всей Общины. И даже в этом случае, подношение, сделанное Общине, даёт безмерный плод. И я утверждаю, что никоим образом дар конкретной личности не может быть более плодотворным, чем подношение, сделанное Общине.

УСИЛЕНИЕ ДАРА

Плод дарения может быть усилен. Относительно этого можно выделить четыре ситуации:

  • (1) Дарение усиливается чистотой дающего;
  • (2) Дарение усиливается чистотой принимающего;
  • (3) Дарение не усиливается;
  • (4) Дарение усиливается и чистотой дающего и чистотой принимающего.

(1) Первая ситуация возникает, когда дающий – нравственный человек, а принимающий – безнравственный. Тем не менее, чистосердечность нравственного человека, дающего праведно добытое подношение с радостью и сердечностью, с чувством, что это дарение – хорошее дело, очищает и усиливает даже подношение безнравственному человеку.

(2) Вторая ситуация возникает, когда дающий – безнравственный человек, но принимающий – нравственный. В этом случае, даже если дарение проведено без доброты, желания и веры в то, что это хорошее дело, а даруемое добыто неправедно, этот акт очищается и усиливается тем, что преподнесён чистому человеку.

(3) Третья ситуация возникает, когда и дающий и принимающий – безнравственные люди. Такое дарение даёт минимальный плод.

(4) Четвёртая ситуация возникает, когда и дающий и принимающий – нравственные люди. Такое дарение даёт максимальный плод».

—————————————–

* В оригинале перечисляются нравственные предписания – воздержание от убийства, от присвоения того, что не было дано, злоупотреблений в чувственных удовольствиях, лжи, употребления опьяняющих веществ, ведущих к беспечности.

** Четыре пункта Учения или Четыре истины Благородных – пункт о страдании, о причине страдания, о прекращении страдания, о пути к прекращению страдания. Освобождение от сомнений по отношению к Четырём истинам Благородных означает постижение пути сотапанна.

Подпишитесь на рассылку о будущих ретритах, новых переводах Сутт, вопросах по Дхамме и важных новостях.