Маджхима Никая 14
Малая сутта о массе страдания

Адаптированная версия сутты МН 14

Однажды мирянин Маханама из рода Сакьев спросил Учителя:

«Учитель, уже долгое время я практикую твоё Учение, считая вожделение, злобу и неведение изъянами, которые загрязняют ум. Но, несмотря на это, временами состояния вожделения, злобы и неведения всё же захватывают мой ум и надолго остаются в нём. Учитель, есть ли ещё что-то, помимо этих трёх изъянов, что мне следует отбросить?»

Учитель ответил:

«Маханама, состояния вожделения, злобы и неведения временами всё ещё захватывают твой ум именно потому, что сами они не до конца отброшены. Ведь если бы они были до конца отброшены, ты не гнался бы за чувственными удовольствиями.

В свою очередь, чувственные удовольствия привлекают тебя потому, что ты не познал ещё радости, счастья и умиротворения, рождённых пребыванием вне помрачённых состояний, несмотря на то, что умом ты понимаешь, что чувственные удовольствия приносят больше страдания, чем удовлетворения, и что они по природе своей ущербны.

Я и сам прошёл через это.

В чём заключается наслаждение чувственными удовольствиями? Маханама, есть пять каналов чувственного удовольствия. Это – видимые образы, звуки, запахи, вкусы и телесные ощущения – приятные, вызывающие влечение, желание, страсть.

И вот удовольствие и радость, которые возникают в связи с этими пятью видами объектов, и являются наслаждением чувственными удовольствиями.

УЩЕРБНОСТЬ ЧУВСТВЕННЫХ УДОВОЛЬСТВИЙ

В чём заключается ущербность чувственных удовольствий? Из-за влечения к чувственным удовольствиям человек испытывает страдание, столкнувшись с неприятным опытом – холодом, жарой, укусами насекомых, ветром, солнцем, болезнями, голодом и неутолённой страстью, недостижением желаемого, бедностью. Даже если человек достигает богатства, он испытывает страдание из-за беспокойства и страха потерять его. Если же он действительно теряет своё богатство, он тем более испытывает страдание.

Из-за влечения к чувственным удовольствиям, прямо или косвенно, происходят ссоры, скандалы, драки, войны и жестокости.

Из-за влечения к чувственным удовольствиям, прямо или косвенно, люди ведут себя недобродетельно и оказываются в низших мирах, в страдалищах.

КРАЙНОСТЬ АСКЕТИЗМА

Но бывает, Маханама, и другая крайность. Однажды, когда я был близ Раджагахи, на горе Утёс Ястребов, я повстречался с аскетами-нигантхами*, которые в то время пребывали на Чёрной Скале, что на склоне горы Исигили. Эти аскеты практиковали непрерывное стояние, и в ходе этой практики испытывали сильные мучения.

Я спросил их, почему они делают это. Они ответили следующее:

«Наш учитель, Нигантха Натапутта, говорит, что через болезненную аскезу мы уничтожаем дурную карму, накопленную в прошлых жизнях. Кроме того, практикуя аскезу, мы не порождаем новой дурной кармы, которая могла бы негативно проявиться в будущем. Таким образом, постепенно мы освобождаемся от кармы и тем самым перестанем страдать. Когда мы перестанем страдать, мы перестаём воспринимать переживания и тем самым достигнем окончательного освобождения от страдания. Таково наше учение, которому мы следуем».

Далее между нами состоялся такой диалог:

– Друзья, вы уверены в том, что прошлые жизни вообще есть? – спросил я их.

– Нет, друг, – отвечали они.

– Но может быть вы знаете, сколько дурных деяний совершили в прошлых жизнях, создавая дурную карму?

– Нет, друг.

– Может быть вы знаете, какие именно дурные деяния совершали?

– Нет, друг.

– А знаете ли вы, сколько страдания вы уже успели предотвратить через свою аскезу, а сколько ещё предстоит предотвратить?

– Нет, друг.

– Знаете ли вы, как устранять неблаготворные состояния ума, и как взращивать благотворные?

– Нет, друг.

Тогда я сказал:

– Итак, друзья. Вы не знаете, есть ли вообще прошлые жизни; вы не знаете, сколько дурных деяний совершили в прошлом, и какие именно это были деяния; вы не знаете, сколько страдания вы уже успели предотвратить через свою аскезу, а сколько ещё осталось до полного её исчерпания; и вы не знаете, как устранять неблаготворные состояния, и как взращивать благотворные.

Нигантхи подтвердили всё это.

– Должно быть, – сказал я, – все вы в прошлых жизнях были страшными убийцами с руками по локоть в крови, раз в этой жизни вы испытываете такие мучения.

На это нигантхи сказали:

– Брат Готама, блаженство не достигается через блаженство. Для блаженства надобно помучиться. Ведь если бы блаженство достигалось через блаженство, то тогда царь Сения Бимбисара из Магадхи, пребывая сейчас во всяческом удовольствии, в будущем бы обрёл ещё большее счастье. Ещё большее, чем почтенный Готама.

– Ну, друзья, – ответил я, – это вы сказали не подумав. Ведь сначала мы бы должны были выяснить, кто сейчас пребывает в большем блаженстве – я или Сения Бимбисара.

– Ты прав, – ответили нигантхи, – Тогда позволь спросить тебя – кто же пребывает сейчас в большем блаженстве – ты или царь Сения Бимбисара из Магадхи?

– Отвечу на ваш вопрос вопросом, – сказал я, – Как вы думаете, друзья, может ли царь Сения Бимбисара пребывать, не двигаясь телом, не произнося ни слова, переживая чистое счастье, в течение нескольких суток непрерывно, или хотя бы в течение одного дня?

– Нет, друг, – отвечали нигантхи.

Тогда я продолжил:

– Так вот, друзья, я могу пребывать по нескольку суток совершенно неподвижно, не произнося ни слова, непрерывно переживая чистое счастье. Исходя из этого, как вы думаете, кто же из нас пребывает в большем блаженстве – царь Сения Бимбисара из Магадхи или я?

– Если это так, брат Готама, то безусловно ты пребываешь в большем блаженстве, нежели царь Сения Бимбисара из Магадхи, – ответили нигантхи.

Вот такой между нами состоялся разговор, Маханама».


* В наши дни учение нигантхов известно как джайнизм.

Подпишитесь на рассылку о будущих ретритах, новых переводах Сутт, вопросах по Дхамме и важных новостях.