Маджхима Никая 139
Путь без конфликта

Адаптированная версия сутты МН 139

Однажды Учитель обратился к монахам с такими словами:

«Монахи, я расскажу вам о пути без конфликта. Слушайте меня внимательно. Сначала – краткое изложение этого учения.

И потакание чувственным наслаждениям, и аскетическое самоумерщвление – одинаково не полезны, одинаково негармоничны.

Срединный Путь Татхагаты избегает обеих крайностей. Именно Срединный Путь ведёт к покою, к прямому знанию, к пробуждению, к Ниббане.

Обучая, следует лишь излагать Учение, не принижая других и не превознося себя.

Нужно взращивать истинное удовольствие.

Не следует произносить неблаготворных речей.

Не следует говорить торопливо.

Следует придерживаться местного языка и общепринятого словоупотребления.

Теперь – более подробное объяснение сказанного.

КРАЙНОСТИ

Почему и потакание чувственным наслаждениям, и аскетическое самоумерщвление – одинаково не полезны и негармоничны? И то и другое ведёт к страданию, отчаянию, досаде, беспокойству. Поэтому и от одного и от другого следует отказаться.

СРЕДИННЫЙ ПУТЬ

Каков этот Срединный Путь Татхагаты, который избегает крайностей потакания и самоумерщвления? Это – Восьмеричный Путь, включающий следующие компоненты:

  • Гармоничные Воззрения,
  • Гармоничное Намерение,
  • Гармоничное Общение,
  • Гармоничное Действие,
  • Гармоничный Образ жизни,
  • Гармоничное Усилие,
  • Гармоничная Осознанность,
  • Гармоничная Собранность ума.

НЕ ПРИНИЖАТЬ И НЕ ПРЕВОЗНОСИТЬ

Что значит – излагать Учение, не принижая других и не превознося себя?

Вы принижаете других, если говорите, что потакание чувственным наслаждениям и излишний аскетизм это ошибочные пути, а люди, которые следуют какому-либо из этих путей – обуреваемы страстями и страданиями. Вы принижаете других, если говорите, что все, кто не отбросил оковы, ведущие к перерождениям, следуют ошибочному пути, и что все они обуреваемы страстями и страданиями.

Вы превозносите себя, если говорите, что Срединный Путь – правильный, а все, кто ему следуют – свободны от страстей и страданий. Вы превозносите себя, если говорите, что все, кто отбросил оковы, ведущие к перерождениям, следуют правильному пути, и что все они свободны от страстей и страданий. И более того, при этом вы фактически не рассказываете об Учении.

Как же следует говорить?

Будет корректно говорить так: потакание чувственным наслаждениям и аскетизм ведут к страданию, отчаянию, досаде, беспокойству; и то и другое – негармоничный путь. Воздержание от обеих этих крайностей это гармоничный путь, позволяющий освободиться от страдания, отчаяния, досады, беспокойства. А также следует говорить так: если разрушены оковы, ведущие к перерождениям, прекращаются и сами перерождения.

ИСТИННОЕ УДОВОЛЬСТВИЕ

Что собой представляет истинное удовольствие, которое нужно взращивать?

Есть пять каналов чувственного наслаждения – это зримые формы, звуки, запахи, вкусы и телесные ощущения – приятные, желанные, привлекательные, вызывающие влечение и страсть. Приятное чувство – удовольствие и радость, – возникающее на основе этих пяти каналов, называется чувственным наслаждением, и это – низменное удовольствие, грубое, неблагородное. Я утверждаю, что такое удовольствие не стоит того, чтобы его искать, в него углубляться, его лелеять. Такого рода удовольствия несут в себе опасность.

Отстраняясь от чувственных наслаждений и освобождаясь от тяги к ним, монах входит в джханы*. Эти джханы являют собой блаженство отречения, блаженство успокоения. Именно такое удовольствие стоит взращивать.

РЕЧЬ

Каким образом следует избегать неблаготворной речи?

Если вы видите, что какая-то мысль неправильна и неполезна, её не следует произносить ни при каких обстоятельствах. Если она правильна, но неполезна, нужно стараться не произносить эту мысль. Но если она и правильна и полезна, можно произнести её, если для этого пришёл подходящий момент.

Это же касается и ранящих слов. Их допустимо произнести только в том случае, если вы видите, что они правильны, что они могут в данном случае принести пользу, и что для этого настал подходящий момент.

Почему не следует говорить торопливо?

Когда человек говорит торопливо, он утомляется, его ум возбуждается, его голосовые связки изнашиваются, а речь неясна и невнятна.

ЯЗЫК И СЛОВОУПОТРЕБЛЕНИЕ

В каком случае вы не придерживаетесь местного языка и общепринятого словоупотребления? К примеру, в разных землях одна и та же вещь называется тарелкой, чашей, сосудом, миской, блюдцем, тазом. Если вы настаиваете на том, что правильным названием для этой вещи будет только какое-то одно из этих слов, вы не придерживаетесь местного языка и общепринятого в этих краях словоупотребления.

Не следует цепляться за слова, настаивая на каких-то определённых названиях, но вместо этого следует искать тот смысл, который люди вкладывают в то или иное слово и использовать те слова, которые понятны собеседникам.

С КОНФЛИКТОМ И БЕЗ КОНФЛИКТА

Итак, монахи, то, что ведёт к страданию, отчаянию, досаде, беспокойству; то, что не гармонично – содержит в себе конфликт. То, что не ведёт к страданию, отчаянию, досаде и беспокойству, то, что гармонично – то не содержит в себе конфликта. Поэтому

  • Потакание чувственным наслаждениям содержит конфликт, а воздержание от них – не содержит конфликта.
  • Излишний аскетизм содержит конфликт, а избегание его – не содержит конфликта.
  • Срединный Путь не содержит конфликта.
  • Принижение других и превозношение себя – содержит конфликт, а преподавание Дхаммы без принижения других и превозношения себя – не содержит конфликта.
  • Мысли о чувственном наслаждении – содержат конфликт, а блаженство отстранения от них – не содержит конфликта.
  • Мысли и речь неправильные и неполезные или правильные, но неполезные – содержат конфликт, а мысли и речь правильные и полезные – не содержат конфликта.
  • Торопливая речь содержит конфликт, а речь неспешная – не содержит конфликта.
  • Упорствование в каком-то определённом языке и словоупотреблении – содержит конфликт, а стремление говорить на языке собеседника – не содержит конфликта.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Поэтому, монахи, следует тренироваться таким образом: “Я буду видеть состояние, содержащее конфликт; я буду видеть состояние, которое не содержит конфликта; я буду следовать пути, который не содержит конфликта”.

Монахи, посмотрите на монаха Субхути – он в совершенстве следует пути без конфликта».

——————

* В оригинале здесь приводится стандартное описание четырёх джхан (то есть описание джхан повторяется два раза слово в слово).

Подпишитесь на рассылку о будущих ретритах, новых переводах Сутт, вопросах по Дхамме и важных новостях.