Маджхима Никая 137
Разъяснение о шестеричной основе

Адаптированная версия сутты МН 137

Однажды Учитель обратился к монахам с такой речью:

«Монахи, я расскажу вам о шестеричной основе. Слушайте меня внимательно». Далее Учитель сказал следующее:

КРАТКИЙ ОБЗОР

«Нужно понять, что собой представляют: (1) Шесть внутренних сфер; (2) Шесть внешних сфер; (3) Шесть видов сознания; (4) Шесть видов контакта; (5) Восемнадцать видов умственного исследования; (6) Тридцать шесть состояний. Опираясь на одно, нужно отбросить другое. Благородный Учитель практикует осознанность в трёх ситуациях, благодаря чему он может наставлять группу учеников. Именно такой Учитель может быть назван проводником на Пути.

Это было краткое изложение, а теперь рассмотрим эти пункты подробнее.

ПОДРОБНОЕ ОПИСАНИЕ ШЕСТЕРИЧНОЙ ОСНОВЫ

(1) Шесть внутренних сфер это сфера глаза, сфера уха, сфера носа, сфера языка, сфера тела, сфера ума, то есть шесть органов восприятия. Такова первая шестёрка.

(2) Шесть внешних сфер это сфера видимой формы, сфера звука, сфера запаха, сфера вкуса, сфера телесного ощущения, сфера умственного объекта, то есть воспринимаемые объекты. Такова вторая шестёрка.

(3) Шесть видов сознания это зрительное сознание, слуховое сознание, обонятельное сознание, вкусовое сознание, телесное сознание, умственное сознание, то есть то, что воспринимает. Каждый из этих видов сознания возникает при наличии органа восприятия и воспринимаемого объекта. Например, зрительное сознание возникает при наличии глаза и видимой формы. Такова третья шестёрка.

(4) Шесть видов контакта это зрительный контакт, слуховой контакт, обонятельный контакт, вкусовой контакт, телесный контакт, умственный контакт, то есть акт восприятия. Каждый из этих видов контакта возникает при сочетании соответствующего органа восприятия, воспринимаемого объекта и сознания. Например, зрительный контакт возникает при сочетании глаза, видимой формы и зрительного сознания. Такова четвёртая шестёрка.

(5) Что собой представляют восемнадцать видов занятости ума, из которых состоит личность? Есть шесть видов воспринимаемых объектов – видимые формы, звуки, запахи, вкусы, телесные ощущения, умственные объекты. Восприятие каждого из этих объектов может порождать удовольствие, неудовольствие или спокойствие. Таким образом, есть шесть видов занятости ума удовольствием, шесть видов занятости ума неудовольствием и шесть видов занятости ума спокойствием. Ум оказывается занят мыслями, связанными с одним из этих восемнадцати видов восприятия.

(6) Что собой представляют тридцать шесть состояний? Это:

  • (6.1) шесть видов мирского удовольствия и (6.2) шесть видов надмирного удовольствия;
  • (6.3) шесть видов мирского неудовольствия и (6.4) шесть видов надмирного неудовольствия;
  • (6.5) шесть видов мирского спокойствия и (6.6) шесть видов надмирного спокойствия.

Что собой представляют эти тридцать шесть состояний? Все они связаны с шестью видами воспринимаемых объектов – с видимыми формами, звуками, запахами, вкусами, телесными ощущениями, умственными объектами.

(6.1) Шесть видов мирского удовольствия. Если человек ценит приятные чувственные объекты, то он радуется, когда получает их, или когда смакует воспоминания о том, как он ими обладал в прошлом, либо фантазии о том, что он мог бы ими обладать. Эта радость является мирским удовольствием.

(6.2) Шесть видов надмирного удовольствия. Если человек воспринимает приятные чувственные объекты с мудростью, в соответствии с действительностью – что они, как раньше, так и сейчас непостоянны, сопровождаются страданием, подвержены окончанию, – то в нём возникает радость. Эта радость является надмирным удовольствием.

(6.3) Шесть видов мирского неудовольствия. Если человек ценит приятные чувственные объекты, он огорчается, если не получает их, или когда вспоминает о том, как потерял их, или когда думает о том, что мог бы потерять их. Это огорчение является мирским неудовольствием.

(6.4) Шесть видов надмирного неудовольствия. Если человек воспринимает приятные чувственные объекты с мудростью, в соответствии с действительностью – что они, как раньше, так и сейчас непостоянны, сопровождаются страданием, подвержены окончанию, – то в нём возникает сильное стремление к состояниям свободы от помрачений и огорчение от того, что он ещё не достиг их. Это огорчение является надмирным неудовольствием.

(6.5) Шесть видов мирского спокойствия. Когда обычный человек воспринимает нейтральные объекты – видимые формы, звуки, запахи, вкусы, телесные ощущения, умственные объекты – он остаётся равнодушным к ним. Но это равнодушие обусловлено воспринимаемыми объектами, зависит от них, поэтому оно называется мирским спокойствием.

(6.6) Шесть видов надмирного спокойствия. Когда человек воспринимает объекты с мудростью, в соответствии с действительностью – что они, как раньше, так и сейчас непостоянны, сопровождаются страданием, подвержены окончанию, – то в нём возникает спокойствие, которое не обусловлено воспринимаемыми объектами, не зависит от них. Поэтому это спокойствие называется надмирным спокойствием.

Таковы тридцать шесть состояний.

ОПИРАЯСЬ НА ОДНО, ОТБРОСИТЬ ДРУГОЕ

А что означают слова – “опираясь на одно, нужно отбросить другое”?

  • Опираясь на шесть видов надмирного удовольствия, отпустите и преодолейте шесть видов мирского удовольствия.
  • Опираясь на шесть видов надмирного неудовольствия, отпустите и преодолейте шесть видов мирского неудовольствия.
  • Опираясь на шесть видов надмирного спокойствия, отпустите и преодолейте шесть видов мирского спокойствия.

Далее, монахи, есть спокойствие многообъектное, и есть спокойствие единообъектное. Многообъектное спокойствие возникает по отношению к шести видам воспринимаемых объектов. Единообъектное спокойствие это спокойстве бесформных сфер – сферы безграничного пространства, безграничного сознания, отсутствия всего, ни-восприятия-ни-невосприятия. Так вот:

  • Опираясь на спокойствие единообъектное, отпустите и преодолейте спокойствие многообъектное;
  • Опираясь на не-отождествление, отпустите и преодолейте и единообъектное спокойствие.

ОСОЗНАННОСТЬ В ТРЁХ СИТУАЦИЯХ

Далее, что собой представляют те три области, благодаря осознанности в которых, Благородный может наставлять группу учеников?

Когда Благородный Учитель преподаёт Дхамму, руководствуясь милосердием к своим ученикам, могут возникнуть три ситуации:

  • Когда ученики не желают внимать Учению;
  • Когда некоторые из учеников не желают внимать Учению, а другие наоборот стремятся его слушать;
  • Когда все ученики стремятся слушать Учение.

Так вот, во всех трёх ситуациях ум Благородного Учителя не меняет своего состояния, оставаясь осознанным и бдительным, хотя когда ученики не желают слушать Учение, он не чувствует удовлетворения.

ПРОВОДНИК НА ПУТИ

Далее, что значит, что такой Благородный Учитель может быть назван проводником на Пути?

Татхагата проводит человека, вставшего на Путь, через восемь стадий:

  • Обладая материальной формой, он видит формы.
  • Не воспринимая формы внутренне, он видит формы внешне.
  • Он воспринимает только прекрасное.
  • Полностью миновав распознавания форм, с угасанием распознавания пяти чувственных объектов – видимых форм, звуков, запахов, вкусов, телесных ощущений, – не обращающий внимания на восприятие множественности, осознавая, что воспринимает безграничное пространство, он входит в сферу безграничного пространства и пребывает в ней.
  • Полностью миновав сферу безграничного пространства, осознавая, что воспринимает безграничное сознание, он входит в сферу безграничного сознания и пребывает в ней.
  • Полностью миновав сферу безграничного сознания, осознавая, что воспринимает отсутствие всего, он входит в сферу отсутствия всего и пребывает в ней.
  • Полностью миновав сферу отсутствия всего, он входит в сферу ни-восприятия-ни-невосприятия и пребывает в ней.
  • Полностью миновав сферу ни-восприятия-ни-невосприятия, он входит в прекращение распознавания-чувства и пребывает в нём».

Подпишитесь на рассылку о будущих ретритах, новых переводах Сутт, вопросах по Дхамме и важных новостях.