Маджхима Никая 136
Большое разъяснение о поступках

Адаптированная версия сутты МН 136

Однажды странник Поталипутта зашёл к монаху по имени Самиддхи, который жил в лесной хижине. После обмена должными вежливыми фразами, Поталипутта сказал:

– Сам господин Готама однажды сказал мне, что ни физические, ни словесные поступки значения не имеют, а имеют значение только умственные поступки. Кроме того, он сказал, что есть такое медитативное состояние, в котором человек совсем ничего не чувствует.

– Друг Поталипутта, – сказал на это Самиддхи, – ты искажаешь слова Учителя. Он никогда бы не сказал, что физические и словесные поступки не имеют значения. Но что касается этого медитативного состояния, в котором человек совсем ничего не чувствует – это правда.

– Как давно ты стал монахом, друг Самиддхи? – спросил Поталипутта.

– Не так давно. Три года назад, – ответил Самиддхи.

– Нда, слабоваты защитнички у вашего Учителя, – проговорил тогда Поталипутта, – Скажи, друг Самидхи, что человек переживает, совершив какой-либо намеренный физический, словесный или умственный поступок?

– Совершив какой-либо намеренный физический, словесный или умственный поступок, человек переживает страдание, – ответил Самиддхи.

Поталипутта с досадой покачал головой и, ни сказав больше ни слова, поднялся со своего сиденья и ушёл.

Вскоре после этого Самиддхи отправился к Ананде, личному помощнику Учителя, и рассказал ему о случившемся разговоре. Ананда, выслушав его, сказал, что следует передать этот разговор Учителю.

Когда они рассказали обо всём Учителю, тот промолвил:

– Ананда, я не помню такого странника Поталипутту и чтобы я с ним разговаривал. Но сама эта тема должна быть рассмотрена. Этот глупый монах ответил на вопрос Поталипутты однобоко.

Монах по имени Удайин, присутствовавший при их разговоре, решил вступиться за Самиддхи и сказал:

– Учитель, может быть друг Самидхи имел в виду принцип «Всё, что переживается, связано со страданием»*?

Учитель снова обратился к Ананде:

– Так я и знал, Ананда, что глупый монах Удайин вмешается в этот разговор в неподходящий момент неподходящим образом.

Потом Учитель продолжил:

– Поталипутта с самого начала говорил о трёх видах переживаний в контексте кармы. На его вопрос следовало ответить так: «Некоторые намеренные поступки приводят к приятному результату, другие – к болезненному, а третьи – к нейтральному». Но даже этот ответ вряд ли был бы воспринят Поталипуттой, поскольку он явно принадлежит к другой школе. Но вам, монахи, следует ознакомиться с этой темой более подробно.

– Прошу тебя, Учитель, расскажи нам об этом, – попросил Ананда.

– Хорошо, Ананда, тогда слушайте меня внимательно.

После этого Учитель продолжил:

«Бывает так, что:

(1) Человек поступает дурно**, и после смерти попадает в низший мир вплоть до ада.

(2) Человек поступает дурно, но тем не менее после смерти попадает в высший мир, даже в рай.

(3) Человек поступает добродетельно, и после смерти попадает в высший мир, даже в рай.

(4) Человек поступает добродетельно, но тем не менее после смерти попадает в низший мир вплоть до ада.

И вот, некие мудрецы, способные видеть перерождения людей, наблюдают за этим.

Один из них видит первую ситуацию, и делает вывод, что есть дурные поступки, и они приводят к болезненному результату. Каждый, кто поступает дурно, переродится в низшем мире, вплоть до ада, утверждает он.

Другой видит вторую ситуацию, и делает вывод, что на самом деле нет никаких дурных поступков, и как бы плохо человек ни поступал, его ждёт приятный результат.

Третий видит третью ситуацию, и делает вывод, что есть добродетельные поступки, и они всегда ведут к приятному результату. Он утверждает, что каждый, кто поступает добродетельно, переродится в высшем мире, вплоть до рая.

Четвёртый видит четвёртую ситуацию, и делает вывод, что никакой добродетели не существует, и как бы хорошо человек ни поступал, его ждёт болезненный результат.

Так вот, Ананда, я подтверждаю, что есть дурные и добродетельные поступки, и что первые приводят к болезненным результатам, а вторые – к приятным. Но я отрицаю, что каждый, кто поступает дурно, непременно переродится в низшем мире. Я также полностью отрицаю выводы второго и четвёртого мудрецов, хотя сами по себе ситуации 2 и 4 время от времени наблюдаются.

ОБЩЕЕ РАЗЪЯСНЕНИЕ

Перерождение в низших мирах вплоть до ада, как в ситуациях 1 и 4, может стать результатом действия следующих факторов:

  • Человек когда-то давно, может быть в давних прошлых жизнях, совершал дурные поступки, и их плоды настигли его только теперь, в момент смерти;
  • Человек совершал дурные поступки в этой жизни, и их плоды настигли его в момент смерти;
  • Человек в момент смерти оказался в неблаготворном состоянии ума, склонился к негармоничному воззрению, даже если при жизни он поступал добродетельно.

Но так или иначе, если мы поступаем дурно, то результаты этих поступков настигнут нас рано или поздно.

Перерождение в высших мирах вплоть до рая, как в ситуациях 2 и 3, может стать результатом действия следующих факторов:

  • Человек когда-то давно, может быть в давних прошлых жизнях, совершал добродетельные поступки, и их плоды настигли его только теперь, в момент смерти;
  • Человек совершал добродетельные поступки в этой жизни, и их плоды настигли его в момент смерти;
  • Человек в момент смерти оказался в благотворном состоянии ума, склонился к гармоничному воззрению, даже если при жизни он поступал дурно.

Но так или иначе, если мы поступаем добродетельно, то результаты этих поступков настигнут нас рано или поздно.

ПОДРОБНОЕ РАЗЪЯСНЕНИЕ СИТУАЦИЙ

В первой ситуации перерождение в низшем мире может быть результатом как текущих дурных поступков, так и дурных поступков, совершённых в прошлом, и чей результат настиг человека только теперь, после смерти, а также это может быть следствием того, что он в момент смерти пребывал в неблаготворном состоянии ума. Но в любом случае, результаты дурных поступков, совершённых в этой жизни, его ещё настигнут.

Вторая ситуация может быть следствием того, что когда-то человек поступал добродетельно, и плоды этих поступков настигли его только сейчас, обусловив его перерождение в высшем мире, несмотря на дурные поступки в этой жизни, либо же это может быть следствием того, что он в момент смерти пребывал в благотворном состоянии ума. Но в любом случае, результаты дурных поступков, совершённых в этой жизни, его ещё настигнут.

В третьей ситуации перерождение в высшем мире может быть результатом как текущих добродетельных поступков, так и добродетельных поступков, совершённых в прошлом, чей результат настиг человека только теперь, после смерти, либо же это может быть следствием того, что он в момент смерти пребывал в благотворном состоянии ума. Но в любом случае, результаты добродетельных поступков, совершённых в этой жизни, его ещё настигнут.

Четвёртая ситуация может быть следствием того, что когда-то человек поступал дурно, и плоды этих поступков настигли его только сейчас, обусловив его перерождение в низшем мире несмотря на добродетельные поступки в этой жизни, либо же это может быть следствием того, что он в момент смерти пребывал в неблаготворном состоянии ума. Но в любом случае, результаты добродетельных поступков, совершённых в этой жизни, его ещё настигнут.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, Ананда, бывает так, что последствия поступка ещё не проявились и это заметно; бывает, что последствия поступка уже проявились и это заметно; бывает, что последствия поступка ещё не проявились, но кажется, что уже проявились; и бывает, что последствия поступка проявились, но кажется, что ещё не проявились».

——————————————-

* То есть принцип «дуккха».

** То есть убивает, грабит, ворует, злоупотребляет чувственными удовольствиями, лжёт, говорит злонамеренно, грубо, пустословит, имеет алчный, недоброжелательный ум, придерживается негармоничных воззрений.

Подпишитесь на рассылку о будущих ретритах, новых переводах Сутт, вопросах по Дхамме и важных новостях.