Маджхима Никая 134
Ломасакангия и счастливое направление внимания

Адаптированная версия сутты МН 134

Однажды ночью к монаху по имени Ломасакангия явился молодой небожитель, обладающий невероятной красотой, освещая своим сиянием весь лес. Приблизившись к Ломасакангии, этот небожитель спросил:

– Монах, помнишь ли ты лекцию о счастливом направлении внимания?

– Нет, друг, ничего такого я не помню, – ответил Ломасакангия.

Тогда небожитель произнёс:

– Однажды Учитель посетил мир Тридцати Трёх Богов. И там, стоя на Красном Мраморном Камне, у Тенистого Фруктового Дерева, он произнёс такое наставление:

«Ни в прошлом, ни в будущем не нужно мыслями блуждать, ведь прошлого уж нет, а будущее ещё не настало.

Вместо этого необходимо наблюдать за тем, что происходит сейчас – нужно видеть, распознавать те состояния и явления, которые возникают в данный момент. Именно этого нужно держаться, не впадая в заблуждение.

Следует быть усердным в этом прямо сейчас, ведь смерть может явиться в любой момент. Она не будет ждать, и договориться с ней не выйдет.

Так непреклонно направляя внимание, человек обретает безмятежность, обретает нерушимое счастье».

Монах, запомни это наставление и узнай его смысл. Оно будет очень полезно для твоей практики.

Сказав это, небожитель исчез.

Наутро Ломасакангия привёл в порядок своё жилище, взял чашу для подаяний и верхнее одеяние, и отправился туда, где, как он знал, в то время находился Учитель. Через несколько дней он прибыл на место и рассказал Учителю о случившемся, попросив его дать разъяснить смысл этого наставления.

– Монах, знаком ли тебе этот небожитель? – спросил Учитель.

– Нет, Учитель, – ответил Ломасакангия.

– Его зовут Чандана, он известен тем, что с усердием стремится постигнуть Учение. Итак, слушай.

Повторю наставление ещё раз:

Ни в прошлом, ни в будущем не нужно мыслями блуждать, ведь прошлого уж нет, а будущее ещё не настало.

Вместо этого необходимо наблюдать за тем, что происходит сейчас – нужно видеть, распознавать те состояния и явления, которые возникают в данный момент. Именно этого нужно держаться, не впадая в заблуждение.

Следует быть усердным в этом прямо сейчас, ведь смерть может явиться в любой момент. Она не будет ждать, и договориться с ней не выйдет.

Так непреклонно направляя внимание, человек обретает безмятежность, обретает нерушимое счастье.

Что значит – блуждать мыслями в прошлом, монахи? Это значит думать о том, что мы ощущали, чувствовали, думали, желали, делали, воспринимали, понимали в прошлом, находя в этих мыслях усладу, заново переживая то, что было.

А что значит – блуждать мыслями в будущем? Это значит думать о том, что мы будем или хотели бы ощущать, чувствовать, думать, желать, делать, воспринимать, понимать в будущем, когда-нибудь, находя в этих мыслях усладу, заранее переживая всё это.

А что значит – впасть в заблуждение относительно возникающих в настоящий момент явлений? В настоящий момент могут возникнуть те или иные физические ощущения, чувства, мысли, намерения, желания, действия, восприятие. Если человек воспринимает что-либо из этого как “я”, как “моё”, как то, в чём “я” содержится, или как часть “я” – он впадает в заблуждение относительно этого явления.

Итак, Благородный ученик не блуждает мыслями ни в прошлом, ни в будущем, но вместо этого направляет внимание на то, что происходит прямо сейчас, но и относительно этого не впадает в заблуждение, поддерживая максимально спокойное, объективное, не-личностное наблюдение.

Подпишитесь на рассылку о будущих ретритах, новых переводах Сутт, вопросах по Дхамме и важных новостях.