Маджхима Никая 133
Великий Каччана и счастливое направление внимания

Адаптированная версия сутты МН 133

Однажды ночью, незадолго до рассвета, монах по имени Самиддхи купался в горячих источниках близ города Раджагаха. И вот, когда Самиддхи стоял на берегу, обсыхая, внезапно перед ним явилось некое божество замечательной красоты, освещая своим сиянием горячие источники. Приблизившись к Самиддхи, этот небожитель спросил:

– Монах, помнишь ли ты лекцию о счастливом направлении внимания?

– Нет, друг, ничего такого я не помню, – ответил Самиддхи.

– Узнай же о ней, монах, она будет очень полезна для твоей практики, – сказал сияющий небожитель и исчез.

И вот, утром Самиддхи отправился к Учителю и рассказал о случившемся, попросив дать ему лекцию о счастливом направлении внимания.

– Хорошо, монах, тогда слушай, – сказал Учитель, – Ни в прошлом, ни в будущем не нужно мыслями блуждать, ведь прошлого уж нет, а будущее ещё не настало.

Вместо этого необходимо наблюдать за тем, что происходит сейчас – нужно видеть, распознавать те состояния и явления, которые возникают в данный момент. Именно этого нужно держаться, не впадая в заблуждение.

Следует быть усердным в этом прямо сейчас, ведь смерть может явиться в любой момент. Она не будет ждать, и договориться с ней не выйдет.

Так непреклонно направляя внимание, человек обретает безмятежность, обретает нерушимое счастье.

После этого, видя, что Самиддхи и присутствовавшие при этом монахи, не задают дальнейших вопросов, Учитель поднялся со своего сиденья и удалился в хижину.

После этого монахи поняли, что им требуется разъяснение относительно сказанного, но обратиться к Учителю напрямую они робели. Они стали думать, кто мог бы объяснить им смысл сказанного, и тогда кто-то упомянул Великого Каччану, одного из старших учеников Будды, который в это время как раз находился неподалёку. И вот монахи отправились к Великому Каччане. Найдя его, они пересказали слова Учителя и попросили Великого Каччану объяснить, что они означают. В ответ Великий Каччана попенял монахам за то, что они не спросили самого Учителя, а вместо этого пришли ко вторичному источнику. Но поскольку монахи очень просили, Великий Каччана сказал:

«Хорошо, монахи, тогда слушайте внимательно. Вот Учитель сказал вам следующее:

Ни в прошлом, ни в будущем не нужно мыслями блуждать, ведь прошлого уж нет, а будущее ещё не настало.

Вместо этого необходимо наблюдать за тем, что происходит сейчас – нужно видеть, распознавать те состояния и явления, которые возникают в данный момент. Именно этого нужно держаться, не впадая в заблуждение.

Следует быть усердным в этом прямо сейчас, ведь смерть может явиться в любой момент. Она не будет ждать, и договориться с ней не выйдет.

Так непреклонно направляя внимание, человек обретает безмятежность, обретает нерушимое счастье.

Что же означают эти его слова?

У нас есть органы восприятия – глаза, уши, нос, язык, тело и ум. И есть то, что мы воспринимаем через эти органы – зримые формы, звуки, вкусы, телесные ощущения и умственные объекты.

Что значит – блуждать мыслями в прошлом, монахи? Это значит думать о том, каково было в прошлом состояние этих органов восприятия и каково было то, что мы через них воспринимали, находя в этих мыслях усладу, заново переживая то, что было.

А что значит – блуждать мыслями в будущем? Это значит думать о том, что мы будем или хотели бы воспринимать в будущем, когда-нибудь, а также о том, какими будут или могли бы быть наши органы чувств, находя в этих мыслях усладу, заранее переживая всё это.

А что значит – впасть в заблуждение относительно возникающих в настоящий момент явлений? Если сознание человека оказывается скованным желанием и влечением по отношению к какому-либо органу чувств и воспринимаемому в данный момент явлению. Он наслаждается этим, и таким образом впадает в заблуждение относительно того, что происходит в настоящий момент.

Итак, Благородный ученик не блуждает мыслями ни в прошлом, ни в будущем, но вместо этого направляет внимание на то, что происходит прямо сейчас, но и относительно этого не впадает в заблуждение, поддерживая максимально спокойное, объективное, неличностное наблюдение.

Вот так я понимаю сказанное Учителем».

После этого монахи, довольные объяснениями Великого Каччаны, отправились к Учителю и пересказали ему слова Великого Каччаны. Учитель подтвердил правильность его объяснений.

Подпишитесь на рассылку о будущих ретритах, новых переводах Сутт, вопросах по Дхамме и важных новостях.