Маджхима Никая 132
Ананда и счастливое направление внимания

Адаптированная версия сутты МН 132

Однажды Ананда, ближайший помощник Учителя, давал монахам наставление, декламируя лекцию о счастливом направлении внимания. Вскоре Учитель вышел из медитации и пришёл в зал собраний, где незадолго до того происходила лекция Ананды. Учитель обратился к монахам с вопросом, кто недавно декламировал здесь лекцию о счастливом направлении внимания. Монахи ответили, что это был Ананда.

– Повтори эту лекцию, Ананда, – сказал тогда Учитель.

И Ананда повторил эту лекцию от начала и до конца:

«Монахи, сейчас я расскажу вам о счастливом направлении внимания. Слушайте меня внимательно.

Ни в прошлом, ни в будущем не нужно мыслями блуждать, ведь прошлого уж нет, а будущее ещё не настало.

Вместо этого необходимо наблюдать за тем, что происходит сейчас – нужно видеть, распознавать те состояния и явления, которые возникают в данный момент. Именно этого нужно держаться, не впадая в заблуждение.

Следует быть усердным в этом прямо сейчас, ведь смерть может явиться в любой момент. Она не будет ждать, и договориться с ней не выйдет.

Так непреклонно направляя внимание, человек обретает безмятежность, обретает нерушимое счастье.

Что значит – блуждать мыслями в прошлом, монахи? Это значит думать о том, что мы ощущали, чувствовали, думали, желали, делали, воспринимали, понимали в прошлом, находя в этих мыслях усладу, заново переживая то, что было.

А что значит – блуждать мыслями в будущем? Это значит думать о том, что мы будем или хотели бы ощущать, чувствовать, думать, желать, делать, воспринимать, понимать в будущем, когда-нибудь, находя в этих мыслях усладу, заранее переживая всё это.

А что значит – впасть в заблуждение относительно возникающих в настоящий момент явлений? В настоящий момент могут возникнуть те или иные физические ощущения, чувства, мысли, намерения, желания, действия, восприятие. Если человек воспринимает что-либо из этого как “я”, как “моё”, как то, в чём “я” содержится, или как часть “я” – он впадает в заблуждение относительно этого явления.

Итак, Благородный ученик не блуждает мыслями ни в прошлом, ни в будущем, но вместо этого направляет внимание на то, что происходит прямо сейчас, но и относительно этого не впадает в заблуждение, поддерживая максимально спокойное, объективное, не-личностное наблюдение».

Когда Ананда закончил, Учитель сказал:

– Ты воспроизвёл эту лекцию в точности, Ананда. Именно так она и звучит:

И после этого Учитель вновь повторил эту лекцию от начала и до конца.

Подпишитесь на рассылку о будущих ретритах, новых переводах Сутт, вопросах по Дхамме и важных новостях.