Маджхима Никая 130
Небесные посланники

Адаптированная версия сутты МН 130

Однажды Учитель обратился к монахам с такими словами:

«Монахи, я ясно вижу, как разные существа умирают и перерождаются – низкие и великие, красивые и уродливые, счастливые и несчастные.

Я понимаю, как каждое существо переходит в тот или иной мир в соответствии со своими деяниями. Те, чьё физическое, словесное и умственное поведение было достойным, кто не оскорблял Благородных, придерживался гармоничных воззрений и действовал соответствующим образом, после смерти попадает в небесные миры или в мир людей. Те же, кто вёл себя противоположным образом, после смерти попадает в низшие миры – в мир духов, животных или даже в ад.

Когда такое существо умирает, являются стражи ада, хватают его, и приводят к Царю Преисподней. И тогда Царь Преисподней спрашивает его – неужели, живя в мире людей, он не видел небесных посланников, которые являлись ему, чтобы научить правильной жизни и предупредить о последствиях неправильной?

Что это за посланники, монахи?

Первый посланник это младенец, запачканный собственными фекалиями и мочой. Когда разумный человек видит его, то у него появляется мысль – “И я был рождён, и я не избегу рождения. Вне сомнений, мне стоит поступать добродетельно – физически, в речи и мысленно”.

Второй посланник это человек преклонного возраста – согнутый, шатающийся, беззубый, с седыми и скудными волосами, морщинистый, покрытый пятнами. Когда разумный человек видит его, у него появляется мысль – “И я состарюсь, мне не избежать этой участи. Вне сомнений, мне стоит поступать добродетельно – физически, в речи и мысленно”.

Третий посланник это поражённый болезнью человек – лежащий в собственных фекалиях и моче, неспособный подняться самостоятельно. Когда разумный человек видит его, у него появляется мысль – “И я подвержен болезням, и я не избегу этой участи. Вне сомнений, мне стоит поступать добродетельно – физически, в речи и мысленно”.

Четвёртый посланник это преступник, которого поймали и подвергают наказанию. Когда разумный человек видит его, у него появляется мысль – “Того, кто совершает дурные поступки, уже в этой жизни подвергают таким наказаниям, что уж говорить о том, что будет потом? Вне сомнений, мне стоит поступать добродетельно – физически, в речи и мысленно”.

Пятый посланник это труп – бледный, высохший или распухший, гниющий, истекающий трупными соками. Когда разумный человек видит его, у него появляется мысль – “И меня тоже ждёт смерть, её не избежать. Вне сомнений, мне стоит поступать добродетельно – физически, в речи и мысленно”.

Но глупый человек, видя небесных посланников, беспечно игнорирует их, и ему нечего ответить Царю Преисподней. И тогда стражи ада подвергают его неисчислимым наказаниям.* Сам Царь Преисподней, видя это, желает переродиться в мире людей в то время, когда туда приходит Татхагата, чтобы учиться у него и навсегда избавиться от возможности попасть в бездны ада».

————————————————–

* В оригинале здесь идёт подробное описание адских мучений.

Подпишитесь на рассылку о будущих ретритах, новых переводах Сутт, вопросах по Дхамме и важных новостях.