Маджхима Никая 13
Большая сутта о массе страдания

Адаптированная версия сутты МН 13

Однажды несколько монахов встретились с приверженцами других учений. У них состоялся дружеский разговор, в ходе которого собеседники спросили монахов:

«Господин Готама заявляет, что обладает полным пониманием истинной природы чувственных удовольствий, материальной формы и чувств. Но и мы заявляем то же самое. В чём же отличие учения господина Готамы от наших учений?»

Монахи не стали отвечать на этот вопрос, а вместо этого отправились к Учителю и передали ему состоявшийся разговор. Учитель сказал:

«Монахи, что значит – полностью понимать истинную природу чувственных удовольствий, материальной формы и чувств? Это значит понимать – в чём заключаются наслаждение, ущербность и спасение по отношению к этим трём факторам.

Если вы попросите приверженцев других учений объяснить всё это, они окажутся в тупике. Но я сейчас дам вам разъяснения об этом.

ЧУВСТВЕННЫЕ УДОВОЛЬСТВИЯ

Наслаждение

В чём заключается наслаждение чувственными удовольствиями? Монахи, есть пять каналов чувственного удовольствия. Это – видимые формы, звуки, запахи, вкусы и телесные ощущения – приятные, вызывающие влечение, желание, страсть.

И вот удовольствие и радость, которые возникают в связи с этими пятью видами объектов, и являются наслаждением чувственными удовольствиями.

Ущербность

В чём заключается ущербность чувственных удовольствий? Из-за влечения к чувственным удовольствиям человек испытывает страдание, столкнувшись с неприятным опытом – холодом, жарой, укусами насекомых, ветром, солнцем, болезнями, голодом и неутолённой страстью, недостижением желаемого, бедностью. Даже если человек достигает богатства, он испытывает страдание из-за беспокойства и страха потерять его. Страдает он и если богатство его оказывается утрачено.

Из-за влечения к чувственным удовольствиям, прямо или косвенно, происходят ссоры, скандалы, драки, войны и жестокости.

Из-за влечения к чувственным удовольствиям, прямо или косвенно, люди нарушают нравственные предписания и оказываются в низших мирах, в страдалищах.

Спасение

В чём заключается спасение по отношению к чувственным удовольствиям? Спасение по отношению к чувственным удовольствиям заключается в устранении и оставлении желания и влечения к ним.

МАТЕРИАЛЬНАЯ ФОРМА

Наслаждение

В чём заключается наслаждение материальной формой? Например, вы видите прекрасную женщину, полную красоты и очарования. Удовольствие и радость, связанные с этими красотой и очарованием, это пример наслаждения материальной формой.

Ущербность

В чём заключается ущербность материальной формы? Вот эта же самая женщина – в преклонных годах, или тяжело больная, или же превратившаяся в разлагающийся труп, и можно видеть, что её красота и очарование не более чем мимолётный мираж.

Спасение

В чём заключается спасение по отношению к материальным формам? Спасение по отношению к материальным формам заключается в устранении и оставлении желания и влечения к ним.

ЧУВСТВА

Наслаждение

В чём заключается наслаждение, связанное с чувствами? В ходе медитации практикующий входит в джхановые состояния*.

Когда практикующий пребывает в какой-либо из четырёх джхан, он свободен от помрачений. В этих состояниях он воспринимает чувство свободы от помрачений. Именно чувство свободы от помрачений доставляет самое возвышенное наслаждение, связанное с чувствами.

Ущербность

В чём заключается ущербность чувств? Чувства непостоянны, чувства связаны со страданием, чувства изменяются к худшему.

Спасение

В чём заключается спасение по отношению к чувствам? Спасение по отношению к чувствам заключается в устранении и оставлении желания и влечения к ним».

————————————–

* В оригинале здесь приводится стандартное описание четырёх джхан

Подпишитесь на рассылку о будущих ретритах, новых переводах Сутт, вопросах по Дхамме и важных новостях.