Маджхима Никая 129
Глупцы и разумные люди

Адаптированная версия сутты МН 129

Однажды Учитель обратился к монахам с такими словами:

ГЛУПЕЦ

«Монахи, есть три признака, присущих глупому человеку – он питает дурные мысли, говорит дурные слова и совершает дурные поступки.

Глупый человек чувствует себя не уютно, когда он находится там, где обсуждают чьё-то дурное поведение; а также – когда он видит, что некий преступник пойман и подвергается заслуженному наказанию; а также – когда он вынужден предаваться бездействию.

Во всех этих ситуациях мысли о собственных дурных поступках – убийствах, грабежах, воровстве, обмане, прелюбодеяниях, лжи, пьянстве – приходят ему на ум, и мучают его.

После смерти глупец попадает в несчастливые миры вплоть до ада.

АД

Ад – это максимально болезненное местопребывание из всех возможных. Мучения, которые существо там претерпевает, кажутся ему безмерными и нескончаемыми, абсолютно безысходными, и с ними не сравнится никакое мучение в мире людей. Глупец, который в этой жизни безоглядно наслаждался чувственными удовольствиями и совершал дурные поступки, может переродиться в аду.

МИРЫ ЖИВОТНЫХ

Есть животные, которые кормятся травой, есть животные которые кормятся фекалиями, есть животные, которые рождаются, стареют, умирают в темноте, есть те, что живут в воде или в нечистотах, в трупах, в гниющих отходах.  Глупец, который в этой жизни безоглядно наслаждался чувственными удовольствиями и совершал дурные поступки, может переродиться и в виде животного.

Но если бы ему предстояла только одна такая жизнь, это было бы мелочью. Однако, раз переродившись в низшем мире, очень трудно вырваться из такого рода существования. Представьте себе, что в океане плавает спасательный круг, и некая слепая морская черепаха всплывала бы на поверхность океана раз в сто лет. Так вот, если некий глупый человек однажды попадает в один из низших миров, вероятность того, что он опять обретёт человеческое состояние, меньше, чем вероятность того, что эта слепая черепаха, всплыв раз в столетие, попадёт головой в спасательный круг, который плавает на поверхности океана.

Но даже когда наконец этот глупый человек возвращается в человеческое состояние, он оказывается в очень неблагоприятных условиях – в нищей или дикой семье, которая влачит голодное и полное невзгод существование, и будет он при этом уродливым, больным, слепым. С высокой вероятностью он и в этой жизни будет стремиться к чувственным удовольствиям и совершать дурные поступки, и после смерти снова окажется в низшем мире.

Таким образом, монахи, воистину, глупый человек беспечно ходит по самому краю адской бездны, хотя надёжная тропа – всего в шаге от него.

РАЗУМНЫЙ ЧЕЛОВЕК

Далее, монахи, есть три признака, присущих разумному человеку – он питает благотворные мысли, говорит благотворные слова и совершает благотворные поступки.

Когда разумный человек находится там, где обсуждают чьё-то дурное поведение; а также – когда он видит, что некий преступник пойман и подвергается заслуженному наказанию; а также – когда он вынужден предаваться бездействию, ему на ум приходят мысли о его собственных добродетельных поступках, а также осознание того, что он не совершал и не совершает никаких дурных поступков, и всё это согревает и радует его.

После смерти разумный человек попадает в благоприятные обстоятельства, вплоть до рая.

РАЙСКИЕ МИРЫ

Рай – это максимально приятное местопребывание из всех возможных. Благополучие, блаженство, радость, которые переживает небожитель, несравнимы ни с какими наиболее благоприятными переживаниями в мире людей.

Но более того, когда такой разумный человек заканчивает своё существование в небесном мире – а оно там невероятно долгое – он перерождается в благоприятных условиях – в благополучной и добродетельной семье, и сам он при этом будет здоровым, красивым, хорошо сложённым, с хорошим характером. Всё это приведёт к тому, что он с высокой вероятностью будет и в этой жизни вести жизнь добродетельную и разумную, что приведёт его к новым благоприятным жизням.

Если представить себе игрока, который одним удачным броском выиграл целое состояние, то эта удача – сущий пустяк по сравнению с плодами пути разумного человека».

Подпишитесь на рассылку о будущих ретритах, новых переводах Сутт, вопросах по Дхамме и важных новостях.