Маджхима Никая 127
Ануруддха

Адаптированная версия сутты МН 127

Однажды Ануруддха, один из великих учеников Будды, был приглашён мастером-плотником Панчакангой на обед. Ануруддха и ещё несколько монахов пришли к Панчаканге, и тот собственноручно обслужил их. Когда они поели, Панчаканга сел рядом с Ануруддхой на более низкое сиденье и спросил:

– Господин, некоторые монахи говорили мне: «Мирянин, развивай безмерное освобождение ума». А другие говорили – «Развивай возвышенное освобождение ума». Мне так кажется, что безмерное и возвышенное освобождение это одно и то же. Или я не прав?

Ануруддха ответил:

– Безмерное освобождение ума и возвышенное освобождение ума это разные понятия.

Безмерное освобождение ума это практика божественных состояний: сердечного дружелюбия, милосердия, тонкой радости и спокойствия. Человек наполняет сердечным дружелюбием сначала восточную сторону света, затем западную, южную, северную, затем вверх и вниз, затем равно во все стороны он наполняет весь мир сердечным дружелюбием – щедрым, возвышенным, безмерным, свободным от враждебности и недоброжелательности. Так же он практикует остальные три божественных состояния. Это и есть безмерное освобождение ума.

Возвышенное освобождение ума – это практика, в которой человек постепенно распространяет свой ум, свободный от помрачений, возвышенный, на область около метра вокруг, потом – несколько метров, потом – несколько десятков метром, несколько сотен метров, несколько километров, несколько десятков километров, несколько сотен и даже тысяч километров. Это и есть возвышенное освобождение ума.

Через эту вторую практику возможны несколько вариантов посмертия:

  • Если человек распространяет ограниченное сияние – он перерождается в виде божества, обладающего ограниченным сиянием.
  • Если человек распространяет безграничное сияние – он перерождается в виде божества, обладающего безграничным сиянием.
  • Если человек распространяет замутнённое сияние – он перерождается в виде божества, обладающего замутнённым сиянием.
  • Если человек распространяет чистое сияние – он перерождается в виде божества, обладающего незамутнённым сиянием.

После этих слов сопровождавший Ануруддху монах Абхия Каччана спросил:

– Друг, чем же обусловлена ограниченность/безграничность сияния?

– Это обусловлено тем, на какую область мог распространять сияние этот человек. Если он может распространять сияние своего непомрачённого ума, условно, на тысячи километров, то он перерождается как божество с безграничным сиянием. Если же человек может распространять сияние своего ума лишь на ограниченный объём пространства, то он переродится как божество с ограниченным сиянием.

– А чем обусловлена замутнённость/незамутнённость сияния?

– Если человек в ходе этой практики сохраняет некоторую телесную инертность, мутность-сонливость, беспокойство и сожаление, то его сияние оказывается в большей или меньшей степени мутным. Тогда он перерождается как божество с замутнённым сиянием. Если же его ум оказывается свободен от этих изъянов, он перерождается как божество с незамутнённым сиянием.

После этих слов Абхия Каччана сказал:

– Друг Ануруддха, ты так говоришь, будто сам с этими божествами общался.

Ануруддха ответил:

– Твои слова дерзки, друг Каччана, но я всё же отвечу: да, так и есть.

Повисла пауза, после которой Абхия Каччана повернулся к Панчаканге и сказал ему:

– Мирянин, тебе сильно повезло, что у тебя появилась возможность услышать эту беседу.

Подпишитесь на рассылку о будущих ретритах, новых переводах Сутт, вопросах по Дхамме и важных новостях.