Маджхима Никая 125
Ручные

Адаптированная версия сутты МН 125

Однажды к новоначальному монаху Ачиравате, который проживал в уединении, зашёл принц Джаясена и стал просить преподать ему Учение. Ачиравата поначалу отказывался, говоря, что Джаясена не поймёт сказанное. Но Джаясена настаивал, и тогда Ачиравата передал ему Учение так, как его передали ему. Как Ачиравата и предполагал, Джаясена не воспринял Учение, сказав, что его реализация на практике невозможна. После этого Джаясена ушёл, а Ачиравата отправился к Учителю и передал тому состоявшуюся беседу. Выслушав Ачиравату, Учитель сказал:

– Это совершенно закономерно, что принц Джаясена не воспринял сказанное тобой, Ачиравата. Ведь Джаясена живёт, будучи полностью подвластным чувственным удовольствиям. Он думает только о них, ищет только их, наслаждается ими, он полностью ими поглощён. Как он может увидеть то, что может быть увидено лишь если ты отстранишься от чувственных удовольствий? Точно так же необученный слон не может вести себя смирно, и точно так же человек, стоя на вершине горы, видит оттуда далёкие земли, но тот, кто никогда не поднимался на горы, не поверит ему. Это и есть неведение.

– Учитель, как человек приходит к такому совершенному состоянию?

– Точно так же, как и дикий слон сначала выводится из леса, ведомый ручным слоном, и затем приручается постепенно и терпеливо, человек тоже выводится из чащи чувственных удовольствий Татхагатой, и обучается постепенно.

Этот монах способен спокойно принимать холод и жару, голод и жажду, насекомых, солнце и ветер, грубые и неприветливые слова и сколь угодно болезненные телесные ощущения. Избавившись от всякого влечения, отторжения и заблуждения, освободившийся от изъянов, он достоин щедрости со стороны мирян, которые тем самым приобретают для себя великое благо.

Если старый слон умирает, оставаясь неприручённым, то о нём говорят, что это умер старый дикий слон. Если же молодой слон умирает, будучи ручным, о нём говорят, что он умер ручным. Точно так же, Аггивесана, сколько бы лет ни провёл монах в качестве монаха, это не сделает его пробуждённым. И сколь бы молодым ни был монах, достигший пробуждения, это никак не умаляет того, что он – арахант.

———————————–

* В оригинале далее приводится стандартное описание пути человека от знакомства с Татхагатой до освобождения.

Подпишитесь на рассылку о будущих ретритах, новых переводах Сутт, вопросах по Дхамме и важных новостях.