Маджхима Никая 12
Большая сутта львиного рыка

Адаптированная версия сутты МН 12

Человек по имени Сунаккхатта из народа Личчхави некоторое время был учеником Будды, но потом покинул его. Сарипутта, один из ближайших учеников Будды, собирая подаяния в городе Весали, услышал, как Сунаккхатта говорит людям, что духовный странник Готама не имеет никаких сверхъестественных способностей, никакого особого знания. Готама, по словам Сунаккхатты, просто выдумал своё учение, и ведёт оно всего лишь к полному освобождению от страдания.

Сарипутта рассказал об услышанном Учителю. В ответ Будда сказал:

«Сунаккхатта, конечно, раздосадован, и его слова продиктованы злостью. Но на самом деле, пытаясь очернить меня, он наоборот меня похвалил. Если кто-то говорит, что моё учение ведёт к полному освобождению от страдания – это наивысшая похвала для меня.

Сарипутта, этот человек – Сунаккхатта – неспособен увидеть мою истинную сущность. Он не видит моих истинных возможностей и способностей, даже когда они прямо перед его глазами. А злословие в адрес Татхагаты приводит человека к перерождению в адском мире, если он не откажется от своих слов.

ДЕСЯТЬ СПОСОБНОСТЕЙ ТАТХАГАТЫ

Сарипутта, каждый Татхагата обладает десятью способностями:

(1) Татхагата видит, что действительно возможно, а что нет.

(2) Татхагата видит, к чему ведут те или иные действия в прошлом, будущем, настоящем, в плане возможностей и причин.

(3) Татхагата видит, в который из миров ведёт тот или иной образ действий.

(4) Татхагата понимает, как работает этот мир со всеми его элементами.

(5) Татхагата видит разнообразие существ с их предрасположенностями.

(6) Татхагата видит качества каждого конкретного существа.

(7) Татхагата понимает всё, что касается медитативных состояний во всех их степенях и разновидностях, а также всё, что касается стадий пробуждения.

(8) Татхагата помнит все свои прошлые жизни во всех подробностях.

(9) Татхагата видит существ в иных мирах, во всех подробностях их жизней.

(10) Татхагата пребывает в совершенной освобождённости ума от помрачений и в совершенном понимании того, что есть помрачения, как они возникают, как они прекращаются, и каков путь к прекращению помрачений.

Этими десятью способностями я обладаю в полной мере.

ЧЕТЫРЕ НЕУЯЗВИМОСТИ ТАТХАГАТЫ

Есть также четыре области, в которых каждый Татхагата обладает совершенной неуязвимостью:

(1) Татхагата обладает совершенным просветлением, и никто не может предъявить основания утверждать обратное.

(2) Татхагата обладает совершенной свободой от помрачений, и никто не может предъявить основания утверждать обратное.

(3) Татхагата обладает полным и совершенным знанием препятствий на пути, и никто не может предъявить основания утверждать обратное.

(4) Учение, которое преподаёт Татхагата, ведёт к освобождению от страданий, и никто не может предъявить основания утверждать обратное.

Этими четырьмя неуязвимостями я обладаю.

Есть восемь групп существ – аристократы, священнослужители, миряне, духовные странники, боги из миров Четырёх Королей, боги из миров Тридцати Трёх, свита Мары, собрание Брахм. Я вступал в беседу с существами из всех этих групп, и во всех случаях моя неуязвимость в этих четырёх областях оставалась совершенно неколебимой.

ЧЕТЫРЕ ВИДА РОЖДЕНИЯ

Я вижу для существ четыре вида рождения: из яйца, из утробы, из влаги и самозарождение.

Рождение из яйца подразумевает, что существо при рождении пробивает стенку яйца.

Рождение из утробы подразумевает, что существо при рождении разрывает плодную оболочку.

Рождение из влаги свойственно существам, которые появляются в протухшей рыбе или гнилой пище, в трупе, в выгребной яме.

Самозарождение свойственно богам, обитателям ада, а также некоторым другим существам в человеческих и низших мирах.

ПЯТЬ УДЕЛОВ И НИББАНА

Я также вижу пять уделов. Это миры адов, миры животных, миры духов, миры людей, миры богов.

Я понимаю, что собой представляют эти миры, я понимаю и отчётливо вижу, как существа попадают в эти миры. Я ясно вижу, в какой мир идёт тот или иной человек.

Но кроме того, я понимаю, что собой представляет ниббана, и как существа достигают её.

ПРАКТИКА БОДХИСАТТЫ

Сарипутта, до своего просветления, когда я был ещё искателем, бодхисаттой, я практиковал все виды аскезы, вплоть до самых суровых, так, что временами я оказывался на грани смерти. Я сделал всё, что вообще мог сделать человек. Но тем не менее, я не достиг таким образом ни сверхъестественных способностей, ни какого-либо высшего знания и понимания. Все эти упражнения не привели меня к мудрости, которая освобождает от страдания.

В своих поисках я прошёл через все миры, но ни все они, ни какой-то один из них, даже самый высокий, не привёл меня к освобождению от страдания.

В своих поисках я перепробовал также всевозможные виды религиозного поклонения, но ни один из них тоже не привёл меня к освобождению от страдания.

Некоторые говорят, что лишь в молодости человек обладает ясностью ума, но вот мне сейчас восемьдесят, и ум мой неизменно ясен и бодр. Я готов неограниченно долго отвечать на вопросы об Учении. Сарипутта, я – Татхагата, пришедший, чтобы дать людям Учение, ведущее к полному освобождению от страдания».

Монах по имени Нагасамала стоял позади Учителя, обмахивая его веером. Слова Учителя поразили его. Он произнёс: «Учитель, от твоих слов меня пробрала дрожь, словно я услышал львиный рёв».

«Что ж, – молвил Учитель, – тогда запомни эту мою речь как сутту львиного рыка».

Подпишитесь на рассылку о будущих ретритах, новых переводах Сутт, вопросах по Дхамме и важных новостях.