Маджхима Никая 119
Осознавание тела

Адаптированная версия сутты МН 119

Однажды, когда Учитель находился близ города Саваттхи, несколько монахов, собравшись в общем зале, стали обсуждать практику осознанности с опорой на тело. Этот разговор прервал Учитель, который после медитации тоже зашёл в общий зал. Он спросил монахов, о чём был их разговор, и те ответили, что говорили о практике осознанности с опорой на тело.

«Хорошо», – молвил Учитель, – «Я расскажу вам о практике осознанности с опорой на тело.

Практика осознанности с опорой на тело может выполняться каким-либо из следующих методов. По мере того как монах с прилежанием практикует так, его воспоминания и устремления, связанные с мирской жизнью, отбрасываются. В результате его ум успокаивается, утверждается на объекте медитации, приходит к нерасщеплённости, собирается.

По мере того как монах с прилежанием практикует методы, которые я опишу, его воспоминания и устремления, связанные с мирской жизнью, отбрасываются. В результате его ум успокаивается, утверждается на объекте медитации, приходит к нерасщеплённости, собирается.

Практика осознанности с опорой на тело может выполняться каким-либо из следующих методов.

ОСОЗНАВАНИЕ ДЫХАНИЯ

В уединённом месте нужно сесть со скрещенными ногами, выпрямив тело и устанавив осознанность перед собой.

Монах осознаёт вдохи и выдохи. Делая сильный вдох или выдох, он отмечает, что имеет место сильный вдох/выдох. Делая тихий вдох или выдох, он отмечает, что имеет место тихий вдох/выдох. Он тренируется так: делая вдох или выдох, он воспринимает (paṭisaṃvedī) всё тело; делая вдох или выдох, он успокаивает (passambhayaṃ) телесную активность (kāya saṅkhāra).

ЧЕТЫРЕ ПОЗЫ

Кроме того, монахи, эта практика может выполняться так: когда монах идёт, стоит, сидит или лежит – он отмечает это. Или же он соответствующим образом отмечает, какое бы положение ни приняло его тело.

ПОЛНАЯ ВНИМАТЕЛЬНОСТЬ

Кроме того, монах практикует так: он действует в полной внимательности, когда идёт вперёд и назад; когда смотрит вперёд и по сторонам; когда сгибает и разгибает свои конечности; когда носит свои одежды и несёт свою внешнюю одежду и перевязь; когда ест, пьёт, жуёт и пробует на вкус; когда справляет большую и малую нужду; когда идёт, стоит, сидит, спит, бодрствует, говорит и молчит.

НЕЧИСТОТА — ЧАСТИ ТЕЛА

Ещё, монахи, этот монах просматривает это самое тело вверх от подошв ступней и вниз от верхних кончиков волос, в границах кожи, как полное множества видов нечистот, таким образом: “В этом теле есть волосы на голове, на теле, ногти, зубы, кожа, мясо, жилы, кости, костный мозг, почка, сердце, печень, плевра, селезёнка, лёгкие, кишечник, брыжейка, непереваренная пища в желудке, кал, желчь, слизь, гной, кровь, пот, сало, слёзы, жир, слюна, мокрота, синовия, моча”.

Это подобно тому, как некий человек, взяв мешок с горловинами по обоим концам, наполненный зёрнами различных злаков и бобов, может открыть его и просмотреть его содержимое так: “Это зимний рис, это необрушенный рис, это фасоль, это бобы, это кунжут, это шелушёный рис”.

ЭЛЕМЕНТЫ

Ещё, монахи, монах просматривает это самое тело, где бы оно ни находилось, в каком бы положении оно ни было, как состоящее из элементов, таким образом: “В этом теле присутствуют элемент земли, элемент воды, элемент огня, элемент воздуха”.

Это подобно тому, как если бы опытный мясник, забив корову и разделав её по частям, мог бы сказать, где какая часть.

КЛАДБИЩЕНСКИЕ СОЗЕРЦАНИЯ

Практикующий мысленно созерцает трупы на различных стадиях разложения, сознавая, что это тело не избежит такой же участи и имеет точно такую же природу.

ДЖХАНЫ

(1) В достаточной степени освободившись от мыслей о чувственных удовольствиях и прочих нездоровых состояний, ученик входит в первую джхану и пребывает в ней. Она сопровождается внутренней речью, связанной с объектом медитации, а также – радостью и ощущением физического довольства, которые образуются из-за свободы от помрачённых состояний.

Он позволяет радости и удовольствию, что возникли из-за этой отстранённости, пропитать, накрыть, наполнить, пронизать это тело так, что во всём его теле нет ни единой части, которая не была бы пропитана радостью и удовольствием, что возникли из-за этой отстранённости. Это подобно тому, как вода постепенно пропитывает ком мыльного порошка насквозь, не вытекая при этом за его пределы.

(2) Далее, его внутренняя речь затихает, и он входит во вторую джхану и находится в ней, ощущая уверенность и единение ума, во внутреннем безмолвии, чувствуя радость и довольство, рождённые свободой от помрачений.

Он позволяет радости и удовольствию, что возникли посредством собранности ума, пропитать, накрыть, наполнить, пронизать это тело так, что во всём его теле нет ни единой части, которая не была бы пропитана радостью и удовольствием, что возникли посредством собранности ума. Это подобно тому, как озеро, чьи воды били бы ключами на дне, не имея притока извне ни в виде ручьёв, ни в виде дождя, постепенно бы наполнялось прохладной водой и она бы пропитывала, накрывала, наполняла, пронизывала озеро так, что во всём озере не осталось бы ни одной части, которая бы не была полна прохладной водой.

(3) Далее, радость стихает, остаётся лишь спокойствие и довольство, осознанность и внимательность, и таким образом он входит в третью джхану и находится в ней. Третью джхану называют “приятной обителью”.

Он позволяет удовольствию, свободному от радости, пропитать, накрыть, наполнить, пронизать это тело так, что во всём его теле нет ни единой части, которая не была бы пропитана удовольствием, свободным от радости. Это подобно тому, как в озере с голубыми, или с красными, или с белыми лотосами некоторые лотосы, которые родились и выросли в воде, расцветают, будучи погружёнными в воду, так и не взойдя над поверхностью воды, а прохладные воды промачивают, пропитывают, заполняют, распространяются от их кончиков до их корней.

(4) После этого уходит даже ощущение физического довольства. Исчезают все положительные и отрицательные эмоции, приятные и болезненные телесные ощущения, остаётся лишь глубокое спокойствие и чистейшая осознанность. Так благородный ученик входит в четвёртую джхану и находится в ней.

Он сидит, пропитывая это тело чистым ярким умом, так что во всём его теле нет ни единой части, которая не была бы пропитана чистым и ярким умом. Это подобно тому, как некий человек сидит, укрытый с ног до головы белой тканью так, что нет ни одной части его тела, не укрытой этой белой тканью.

РАЗВИТИЕ ПОСРЕДСТВОМ ОСОЗНАВАНИЯ ТЕЛА

Монахи, тот, кто развил и взрастил осознанность с опорой на тело, вобрал в себя все те благие состояния, которые относятся к истинному знанию. Этот человек может реализовать любое состояние, которое может быть реализовано прямым знанием, он обретает способность изучить эти состояния во всех деталях, у него для этого есть соответствующее основание.

ПРЕИМУЩЕСТВА ОСОЗНАВАНИЯ ТЕЛА

Монахи, если человек надлежащим образом практиковал осознанность с опорой на тело, можно ожидать, что он обретён следующие десять благ:

(i) Он покоряет неудовлетворённость и наслаждение. Неудовлетворённость не покоряет его. Он одолевает неудовлетворённость каждый раз, как та возникает.

(ii) Он покоряет страх и ужас. Страх и ужас не покоряют его. Он одолевает страх и ужас каждый раз, как они возникают.

(iii) Он переносит холод, жару, голод и жажду, контакт с мухами, комарами, солнцем, ветром и ползучими тварями. Он переносит грубые и неприветливые слова и возникшие телесные чувства ― даже самые неприятные и болезненные.

(iv) Он входит по желанию, без сложностей и проблем, в четыре джханы, которые составляют высший ум и обеспечивают приятное пребывание здесь и сейчас.

(v) Он овладевает различными видами сверхъестественных сил.

(vi) Он слышит за счёт элемента божественного слуха.

(vii) Он знает умы других.

(viii) Он вспоминает многочисленные прошлые жизни.

(ix) Он видит смерть и перерождение существ с помощью божественного зрения.

(x) За счёт уничтожения помрачений здесь и сейчас он входит в полное и окончательное освобождение».

 

Подпишитесь на рассылку о будущих ретритах, новых переводах Сутт, вопросах по Дхамме и важных новостях.