Маджхима Никая 118
Осознавание дыхания

Адаптированная версия сутты МН 118

ВВЕДЕНИЕ

Это происходило близ города Саваттхи, когда весной большая Сангха монахов собралась вместе для совместной практики. Новоначальные монахи получали наставления от старших монахов, а на том собрании присутствовали многие прославленные старшие монахи – Сарипутта, Великий Моггаллана, Великий Кассапа, Великий Каччана, Великий Коттхита, Великий Каппина, Великий Чунда, Ануруддха, Ревата, Ананда и другие.

Учитель находился с ними, и потому всё новые и новые монахи стекались туда, чтобы повидать его. И вот, в четвёртый месяц, в полнолуние, Учитель сидел под открытым небом в окружении безмолвной Сангхи. Обозрев собрание, он сказал:

«Монахи, я очень доволен тем, как вы практикуете. Это собрание воистину достойно даров и восхваления. Служа этому собранию, миряне смогут обрести огромные заслуги. Даже малый дар, сделанный для этой Сангхи, оборачивается великим плодом.

Среди вас есть араханты, достигшие полного и окончательного освобождения. Здесь есть и анагами, которые, уничтожив пять нижних оков, более никогда не вернутся в сферу чувственных желаний. Здесь есть и сакадагами, три нижних оковы которых уничтожены, а две другие – сильно ослаблены. Они вернутся в сферу чувственных желаний лишь один раз. Есть здесь и множество сотапанна, которые уничтожили три нижние оковы, и более не вернутся в нижние миры, и с гарантией достигнут окончательного освобождения.

Некоторые из вас посвящают себя чистой практике четырёх опор осознанности. Другие посвящают себя практике четырёх гармоничных усилий, или практике развития четырёх основ сверхъестественных способностей, или – пяти сил, или семи факторов просветления, или Благородного Восьмеричного Пути. Кроме того, есть те, кто посвящает себя развитию любящей доброты, милосердия, радости или спокойствия. Есть и те, кто занимается практикой созерцания отвратительного или распознавания непостоянства.

Есть здесь также и те, кто занимается практикой осознавания с опорой на дыхание.

ОСОЗНАВАНИЕ ДЫХАНИЯ

Монахи, практика осознавания с опорой на дыхание приносит великие плоды. Через неё реализуются четыре опоры осознанности. Когда четыре опоры осознанности реализуются, реализуются и семь факторов просветления, а на их основе достигается истинное знание и освобождение.

Итак, вот как нужно практиковать медитацию осознанности к дыханию.

Уйдя в уединённое место, монах садится, скрестив ноги, выпрямив тело, и установив осознанность перед собой.

(1) Осознавая, он вдыхает. Осознавая, он выдыхает. Делая сильный вдох или выдох, он понимает это. Делая тихий вдох или выдох, он понимает это. Он тренируется так: делая вдох или выдох, он воспринимает (paṭisaṃvedī) всё тело; делая вдох или выдох, он успокаивает (passambhayaṃ) телесную активность (kāya saṅkhāra).

(2) Далее он тренируется так: делая вдох или выдох, он воспринимает радость (pīti); делая вдох или выдох, он воспринимает довольство (sukha); делая вдох или выдох, он воспринимает умственную активность (citta saṅkhāra); делая вдох или выдох, он успокаивает умственную активность.

(3) Далее он тренируется так: делая вдох или выдох, он воспринимает ум (citta); делая вдох или выдох, он услаждает (abhippamodayaṃ) ум; делая вдох или выдох, он собирает (samādahaṃ) ум; делая вдох или выдох, он освобождает (vimocayaṃ) ум.

(4) Далее он тренируется так: делая вдох или выдох, он созерцает непостоянство (anicca); делая вдох или выдох, он созерцает угасание (virāga); делая вдох или выдох, он созерцает прекращение (nirodha); делая вдох или выдох, он созерцает оставление (paṭinissagga).

Вот каким образом, монахи, надо практиковать, чтобы осознавание с опорой на дыхание принесло великие плоды.

РЕАЛИЗАЦИЯ ЧЕТЫРЁХ ОПОР ОСОЗНАННОСТИ

Каким же образом, монахи, в практике осознавания с опорой на дыхание реализуются четыре опоры осознанности?

(1) В первой части практики вдох и выдох это телесное явление. Поэтому здесь монах реализует первую опору осознанности, наблюдая тело как тело.

(2) Во второй части практики вдох и выдох воспринимаются как чувство. Поэтому здесь монах реализует вторую опору осознанности, наблюдая чувство как чувство.

(3) В третьей части практики сохранение наблюдения за вдохом и выдохом возможно лишь при условии сохранения бдительности, лишь при сохранении бодрствования. Поэтому здесь монах реализует третью опору осознанности, наблюдая ум как ум.

(4) В четвёртой части практики монах внимательно и со спокойствием наблюдает, осознавая исчезновение влечения и сожаления по отношению к миру. Поэтому здесь монах реализует четвёртую опору осознанности, наблюдая явления ума как явления ума.

Вот каким образом, монахи, реализуются четыре опоры осознанности в практике осознавания с опорой на дыхание.

РЕАЛИЗАЦИЯ СЕМИ ФАКТОРОВ ПРОСВЕТЛЕНИЯ

А каким образом, монахи, в практике осознавания с опорой на дыхание реализуются семь факторов просветления? Они реализуются через практику четырёх опор осознанности.

Когда монах пребывает в наблюдении тела как тела, чувств как чувств, ума как ума или явлений ума как явлений ума, будучи старательным, неизменно бдительным, осознанным, устраняя влечение и сожаление по отношению к миру, ― в нём устанавливается незамутнённая осознанность. Когда это происходит, в нём возникает фактор просветления “осознанность”.

Пребывая таким образом в осознанности, он изучает и исследует своё умственное состояние с помощью мудрости. Когда это происходит, в нём возникает фактор просветления “исследование”.

В том, кто таким образом изучает и исследует своё умственное состояние с помощью мудрости, зарождается неослабевающее усердие. Когда это происходит, в нём возникает фактор просветления “энергия”.

В том, кто зародил таким образом энергию, возникает возвышенная радость. Когда это происходит, в нём возникает фактор просветления “радость”.

У того, чей ум пропитан радостью, тело и ум успокаиваются. Когда это происходит, в нём возникает фактор просветления “безмятежность”.

У того, чьё тело безмятежно и кто ощущает счастье, ум становится собранным. Когда это происходит, в нём возникает фактор просветления “собранность ума”.

Далее монах внимательно, со спокойствием рассматривает такой собранный ум. Когда это происходит, в нём возникает фактор просветления “спокойствие”.

Вот каким образом, монахи, семь факторов просветления реализуются через практику четырёх опор осознанности.

РЕАЛИЗАЦИЯ ИСТИННОГО ЗНАНИЯ И ОСВОБОЖДЕНИЯ

А каким образом, монахи, в практике осознавания с опорой на дыхание достигается истинное знание и освобождение? Оно достигается через реализацию семи факторов просветления.

Вот, монах, опираясь на удаление от помрачений, бесстрастие, прекращение, развивает факторы просветления, которые созревают в оставлении чувственных желаний: осознанность, исследование, энергию, радость, безмятежность, собранность ума, спокойствие.

Вполне реализовав семь факторов просветления, монах обретает истинное знание и освобождение».

Подпишитесь на рассылку о будущих ретритах, новых переводах Сутт, вопросах по Дхамме и важных новостях.