Маджхима Никая 117
Сорок

Адаптированная версия сутты МН 117

Однажды Учитель обратился к монахам с такими словами:

«Монахи, сейчас я расскажу вам о гармоничной собранности ума и о том, что её обеспечивает. Слушайте меня внимательно.

Гармоничная собранность ума обеспечивается семью факторами. Это:

  • Гармоничное воззрение
  • Гармоничное намерение
  • Гармоничное общение
  • Гармоничное действие
  • Гармоничный образ жизни
  • Гармоничное усилие
  • Гармоничная осознанность.

ВОЗЗРЕНИЕ

Прежде всех других факторов – гармоничное воззрение. Оно подразумевает чёткое отличение гармоничного воззрения от негармоничного.

Негармоничное воззрение отрицает нравственную значимость поступков и ценность работы над собой.

Гармоничное воззрение имеет мирской и сверхмирской аспекты.

Мирской аспект гармоничного воззрения учит вас, как совершать добродетельные поступки, приводящие к благоприятным последствиям. Он утверждает нравственную значимость поступков и ценность работы над собой.

Сверхмирской аспект гармоничного воззрения – о том, как работает ум, как порождаются помрачения, и как они прекращаются.

Человек прилагает усилия, чтобы отбросить негармоничное воззрение и укрепиться в воззрении гармоничном. Это – гармоничное усилие. Он осознаёт наличие негармоничного воззрения и памятует о необходимости отбросить его, осознанно укрепляя гармоничное воззрение. Это – гармоничная осознанность.

Таким образом, с гармоничным воззрением связаны гармоничное усилие и гармоничная осознанность.

НАМЕРЕНИЕ

Негармоничное намерение связано с чувственным желанием, с недоброжелательностью, с жестокостью.

Гармоничное намерение тоже включает в себя два аспекта – мирской и сверхмирской.

Мирской аспект гармоничного намерения направлен на совершение добродетельных поступков, приводящих к благоприятным последствиям. Он направлен на преодоление чувственных желаний, недоброжелательности и жестокости.

Надмирный аспект гармоничного намерения направлен на достижение глубоких медитационных состояний и освобождения ума от помрачений.

В том, что касается гармоничного намерения, монахи, впереди тоже идёт гармоничное воззрение. Ведь чтобы отличить гармоничное намерение от негармоничного, требуется применить гармоничное воззрение. Далее, человек прилагает усилия, чтобы отбросить негармоничное намерение и укрепить гармоничное. Это – гармоничное усилие. Он осознаёт наличие негармоничного намерения и памятует о необходимости отбросить его, осознанно укрепляя гармоничное намерение. Это – гармоничная осознанность.

Таким образом, с гармоничным намерением связаны гармоничное воззрение, гармоничное усилие и гармоничная осознанность.

ОБЩЕНИЕ

Негармоничное общение это речь лживая, злонамеренная, грубая, а также пустословие.

Гармоничное общение это воздержание от лжи, злословия, грубой и пустой речи.

При этом гармоничное общение возможно исходя из мирских и сверхмирских побуждений. Мирские побуждения связаны со стремлением к приобретению таким образом благоприятных плодов, а сверхмирские побуждения связаны со стремлением к поддержанию таким образом ума, свободного от помрачённых состояний.

В том, что касается гармоничного общения, монахи, впереди тоже идёт гармоничное воззрение. Ведь чтобы отличить гармоничное общение от негармоничного, требуется применить гармоничное воззрение. Далее, человек прилагает усилия, чтобы отбросить негармоничное общение и укрепить гармоничное. Это – гармоничное усилие. Он осознаёт наличие негармоничного общения и памятует о необходимости отбросить его, осознанно укрепляя гармоничное общение. Это – гармоничная осознанность.

Таким образом, с гармоничным общением связаны гармоничное воззрение, гармоничное усилие и гармоничная осознанность.

ДЕЙСТВИЕ

Негармоничное действие это убийство, воровство, сластолюбие.

Гармоничное действие это воздержание от убийства, воровства и сластолюбия.

При этом гармоничное действие возможно исходя из мирских и сверхмирских побуждений. Мирские побуждения связаны со стремлением к приобретению таким образом благоприятных плодов, а сверхмирские побуждения связаны со стремлением к поддержанию таким образом ума, свободного от помрачённых состояний.

В том, что касается гармоничного действия, монахи, впереди тоже идёт гармоничное воззрение. Ведь чтобы отличить гармоничное действие от негармоничного, требуется применить гармоничное воззрение. Далее, человек прилагает усилия, чтобы отбросить негармоничный способ действия и укрепить гармоничный. Это – гармоничное усилие. Он осознаёт наличие негармоничного способа действия и памятует о необходимости отбросить его, осознанно укрепляя гармоничный способ действия. Это – гармоничная осознанность.

Таким образом, с гармоничным действием связаны гармоничное воззрение, гармоничное усилие и гармоничная осознанность.

ОБРАЗ ЖИЗНИ

Негармоничный образ жизни это образ жизни, связанный с интригами, болтовнёй, намёками, обесцениваниями, стремлением урвать побольше.

Гармоничный образ жизни это воздержание от негармоничного образа жизни и гармоничное приобретение средств к жизни.

При этом гармоничный образ жизни можно практиковать, исходя из мирских и сверхмирских побуждений. Мирские побуждения связаны со стремлением к приобретению таким образом благоприятных плодов, а сверхмирские побуждения связаны со стремлением к поддержанию таким образом ума, свободного от помрачённых состояний.

В том, что касается гармоничного образа жизни, монахи, впереди тоже идёт гармоничное воззрение. Ведь чтобы отличить гармоничный образ жизни от негармоничного, требуется применить гармоничное воззрение. Далее, человек прилагает усилия, чтобы отбросить негармоничный образ жизни и укрепить гармоничный. Это – гармоничное усилие. Он осознаёт наличие негармоничного образа жизни и памятует о необходимости отбросить его, осознанно укрепляя гармоничный образ жизни. Это – гармоничная осознанность.

Таким образом, с гармоничным образом жизни связаны гармоничное воззрение, гармоничное усилие и гармоничная осознанность.

ВЕЛИКИЕ СОРОК

Итак, монахи, в истоке Благородного Пути лежит гармоничное воззрение. В результате, образуется сорок великих факторов, формирующих реализацию в Благородном Пути:

(1-10) Наличие гармоничных воззрения, намерения, общения, действия, образа жизни, усилия, осознанности, собранности ума, мудрости и освобождения.

(11-20) Отсутствие негармоничных воззрения, намерения, общения, действия, образа жизни, усилия, осознанности, собранности ума, мудрости и освобождения.

(21-30) Наличие благотворных состояний, возникающих из-за гармоничных воззрения, намерения, общения, действия, образа жизни, усилия, осознанности, собранности ума, мудрости и освобождения.

(31-40) Отсутствие неблаготворных состояний, возникающих из-за негармоничных воззрения, намерения, общения, действия, образа жизни, усилия, осознанности, собранности ума, мудрости и освобождения».

Подпишитесь на рассылку о будущих ретритах, новых переводах Сутт, вопросах по Дхамме и важных новостях.