Маджхима Никая 115
Различия в качествах

Адаптированная версия сутты МН 115

Однажды Учитель обратился к монахам с такими словами:

– Монахи, мудрый человек не приносит бед и неприятностей. Все беды от глупцов. Не будьте глупцами, монахи, будьте думающими людьми.

Тогда Ананда, личный помощник Учителя, спросил:

– Что значит быть мудрым и думающим человеком, Учитель?

На это Учитель ответил:

– Человек может быть назван мудрым, если он понимает различия в качествах* и сферах, понимает, как происходит зависимое возникновение, понимает что – возможно, а что – невозможно.

КАЧЕСТВА

Что значит – понимать различия в качествах? Это понимание различий между:

  • глазом, зримой формой и зрительным восприятием;
  • ухом, звуком и слуховым восприятием;
  • носом, запахом и обонятельным восприятием;
  • языком, вкусом и вкусовым восприятием;
  • телом, телесным ощущением и телесным восприятием;
  • умом, умственным объектом и умственным восприятием.

Другой вариант того, что значит понимать различия в качествах – это понимание различий между качествами различных аспектов физического и ментального опыта**:

  • качество плотности-инертности
  • Качество текучести-водянистости
  • Качество тепла-превращения
  • Качество вибрации-веяния
  • Качество пространственности
  • Качество сознания.

Другой вариант – понимание различий между качествами переживания:

  • Качество удовольствия
  • Качество боли
  • Качество радости
  • Качество недовольства
  • Качество спокойствия
  • Качество неведения.

Другой вариант – понимание различий между помрачёнными и непомрачёнными качествами:

  • Качество чувственного желания
  • Качество не-влечения к чувственным удовольствиям
  • Качество недоброжелательности
  • Качество отсутствия недоброжелательности
  • Качество жестокости
  • Качество отсутствия жестокости.

Другой вариант – понимание различий между качествами сфер существования:

  • Качество сферы чувственных желаний
  • Качество сферы чистых форм
  • Качество сферы бесформного.

И наконец это может быть понимание различий между качеством обусловленности и качеством необусловленности.

СФЕРЫ

Что значит – понимать различия в сферах? Это – понимание различий между шестью внешними и внутренними сферами:

  • глаз и формы,
  • ухо и звуки,
  • нос и запахи,
  • язык и вкусы,
  • тело и телесные ощущения,
  • ум и умственные объекты.

ЗАВИСИМОЕ ВОЗНИКНОВЕНИЕ

Что значит – понимать, как происходит зависимое возникновение? Это значит понимать процесс возникновения и прекращения всей массы страдания:

  • с неведением в качестве условия возникает активность;
  • с активностью в качестве условия возникает сознание;
  • с сознанием в качестве условия возникает имя-форма;
  • с именем-формой в качестве условия возникает шестеричная основа;
  • с шестеричной основой в качестве условия возникает контакт;
  • с контактом в качестве условия возникает переживание;
  • с переживанием в качестве условия возникает страстное желание;
  • со страстным желанием в качестве условия возникает цепляние;
  • с цеплянием в качестве условия возникает вовлечённость;
  • с вовлечённостью в качестве условия возникает рождение [помрачённого действия];
  • с рождением [помрачённого действия] в качестве условия возникают распад и смерть, печаль, стенание, боль, горе и отчаяние.

И

  • с прекращением неведения происходит прекращение активности;
  • с прекращением активности происходит прекращение сознания;
  • с прекращением сознания происходит прекращение имени-формы;
  • с прекращением имени-формы происходит прекращение шестеричной основы;
  • с прекращением шестеричной основы происходит прекращение контакта;
  • с прекращением контакта происходит прекращение переживания;
  • с прекращением переживания происходит прекращение страстного желания;
  • с прекращением страстного желания происходит прекращение цепляния;
  • с прекращением цепляния происходит прекращение вовлечённости;
  • с прекращением вовлечённости происходит прекращение рождения [помрачённого действия];
  • с прекращением рождения [помрачённого действия] распад и смерть, печаль, стенание, боль, горе и отчаяние прекращаются.

ВОЗМОЖНОЕ И НЕВОЗМОЖНОЕ

Что значит – понимать возможное и невозможное? Это понимание, что есть вещи, невозможные в принципе.

Например, невозможно, чтобы согласно гармоничным воззрениям можно было бы сделать что-либо постоянное и приятное, или чтобы человек с такими воззрениями считал что-либо за «я», или чтобы он совершил убийство своих родителей, просветлённого или по злобе ранил Татхагату, или чтобы он спровоцировал раскол в Общине или признал другого учителя. Но противопложное – возможно.

Или невозможно, чтобы на одной планете одновременно жило два или больше Татхагаты или святых царя-миродержца.

Или невозможно, чтобы женщина была Татхагатой, царём-миродержцем, царём богов, Марой, Брахмой. Это возможно лишь для мужчины.

Или невозможно, чтобы недобродетельное телесное, словесное или умственное поведение породило бы благотворный результат. Оно может породить лишь неблаготворный результат. А добродетельное поведение не может породить неблаготворный результат, но лишь благотворный.

Или невозможно, чтобы недобродетельное поведение привело бы к перерождению в благоприятных условиях и мирах. Такое поведение может привести лишь к несчастливым перерождениям. И наоборот – добродетельное поведение не может привести к перерождению в несчастливых условиях и мирах, но только в счастливых.

————————————————————

* Другой вариант перевода – «сведущ в элементах».

** Качества различных аспектов физического и ментального опыта это так называемые великие элементы – земля, вода, огонь, воздух, пространство и сознание.

Подпишитесь на рассылку о будущих ретритах, новых переводах Сутт, вопросах по Дхамме и важных новостях.