Маджхима Никая 112
Шесть вопросов

Адаптированная версия сутты МН 112

Однажды Учитель обратился к монахам с такими словами:

«Монахи, если некий монах делает заявление о том, что он достиг окончательного освобождения, не нужно ни принимать его слова сразу, ни отвергать их. Необходимо задать ему ряд вопросов, чтобы он мог проверить себя.

Вопрос 1

Нужно спросить его, каким образом он воспринимает видимое, слышимое, ощущаемое и познаваемое?

Если он действительно достиг окончательного освобождения, смысл его ответа (при условии, что он правдив) должен состоять в том, что всё видимое, слышимое, ощущаемое и познаваемое он воспринимает без влечения, без отторжения, с умом независимым, отсоединённым, свободным.

Если его ответ будет таков, порадуйтесь этому, и задайте следующий вопрос.

Вопрос 2

Следующий вопрос касается пяти классов явлений опыта, искажённых личностностью* – формы, переживания, распознавания, активности и сознания. Как он воспринимает их?

Смысл его ответа должен состоять в том, что он видит: ни форма, ни переживание, ни распознавание, ни активность, ни сознание не имеют “я” и никак с ним не связаны, всё это непостоянно и не несёт удовлетворения. Видя всё таким образом, он освободился от влечения и цепляния к этим совокупностям, и от каких бы то ни было концепций и мнений по отношению к ним, и тогда понял, что его ум освобождён.

Вопрос 3

Следующий вопрос касается великих элементов** – земли, воды, огня, воздуха, пространства, сознания – каким образом он воспринимает их?

Смысл его ответа должен состоять в том, что он стал относиться к любому элементу как к не-личностному, лишённому какого бы то ни было «я». Видя всё таким образом, он освободился от влечения и цепляния к элементам, и от каких бы то ни было концепций и мнений по отношению к ним, и тогда понял, что его ум освобождён.

Вопросы 4 и 5

Следующие вопросы касаются шести органов восприятия – глаза, уши, нос, язык, тело и ум, и шести типов воспринимаемых явлений – зримые формы, звуки, запахи, вкусы, телесные ощущения, и умственные объекты. Каким образом он воспринимает всё это?

Смысл его ответа должен состоять в том, что с полным угасанием желания, страсти, наслаждения, влечения и цепляния, а также каких бы то ни было концепций и мнений по отношению к шести внутренним и шести внешним сферам, он понял, что его ум освобождён.

Вопрос 6

Следующий вопрос должен быть таким: каким образом он увидел, что личностный взгляд перестал воспроизводиться в нём в каких бы то ни было аспектах, даже потенциально?

Смысл его ответа должен быть таким. Раньше он был невежественным мирянином. Затем он услышал Учение Татхагаты и обрёл устремление к освобождению. Следуя Учения, он обрёл освобождение***.

И после этого, монахи, можно порадоваться, что у вас есть такой товарищ по святой жизни».

—————————————

* То есть кхандхи, «пять груд, искажённых цеплянием».

** Речь идёт о базовых качествах опыта. Земля, вода, огонь, воздух и пространство – это качества физического опыта (плотность и инертность, текучесть, тепло, вибрации и собственно пространство, соответственно), а сознание – качество ментального опыта.

*** В оригинале здесь приводится стандартное описание пути человека от встречи с Татхагатой до освобождения.

Подпишитесь на рассылку о будущих ретритах, новых переводах Сутт, вопросах по Дхамме и важных новостях.