Маджхима Никая 111
Одно за другим, не цепляясь

Адаптированная версия сутты МН 111

Однажды Учитель обратился к собранию монахов с такими словами:

«Монахи, я расскажу вам о Сарипутте. Сарипутта достиг величайшего мастерства. Воистину, он унаследовал от меня Учение. Мудрость Сарипутты велика, широка, радостна, быстра, остра, проникновенна. В течение двух недель, монахи, Сарипутта прошёл в своей практике все медитативные состояния и сейчас я опишу вам, как это было.

ЧЕТЫРЕ ДЖХАНЫ И ТРИ СФЕРЫ

Сначала он прошёл через четыре джханы и три сферы. В каждой из этих четырёх джхан и трёх сфер он распознавал характерные для них явления, по мере того как они возникали, наличествовали и исчезали. В отношении этих состояний он оставался вне влечения и вне отторжения, независимым, отсоединённым, освобождённым, не цепляющимся, с умом, лишённым преград. В отношении каждой из этих четырёх джхан и трёх сфер он понял, что это ещё не конец пути, и можно продвинуться дальше, и после этого он убеждался, что так оно и есть.

Первая джхана

Вот, монахи, будучи отстранённым от чувственных удовольствий, отстранённым от нездоровых состояний ума, Сарипутта вошёл в первую джхану и пребывал в ней. Эта джхана сопровождается думанием об объекте медитации и удержанием внимания на нём, а также радостью и довольством, которые возникли из-за этой отстранённости.

Характерные для этой джханы состояния таковы: думание об объекте медитации и удержание внимания на нём, радость, довольство и единение ума; контакт, чувство, распознавание, активность и ум; рвение, решимость, усердие, осознанность, спокойствие и внимание.

Вторая джхана

Далее, монахи, с угасанием думания об объекте медитации и удержания внимания на нём Сарипутта вошёл во вторую джхану и пребывал в ней. Эта джхана сопровождается внутренней уверенностью и единением ума. В ней нет думания об объекте медитации и удержания внимания на нём, но есть радость и довольство, рождённые из собранности ума.

Характерные для этой джханы состояния таковы: внутренняя уверенность, радость, довольство и единение ума; контакт, чувство, распознавание, активность и ум; рвение, решимость, усердие, осознанность, спокойствие и внимание.

Третья джхана

Далее, монахи, с угасанием радости Сарипутта пребывал спокойным, осознанным, бдительным и ощущал довольство в теле. Он вошёл в третью джхану и пребывал в ней. Об этой джхане Благородные говорят так: “Тот, кто обладает спокойствием и осознанностью, достигает приятного пребывания”.

Характерные для этой джханы состояния таковы: покой, довольство, осознанность, бдительность, единение ума; контакт, чувство, распознавание, активность и ум; рвение, решимость, усердие, осознанность, спокойствие и внимание.

Четвёртая джхана

Далее, монахи, с оставлением удовольствия и боли, равно как и с предыдущим угасанием радости и недовольства, Сарипутта вошёл в четвёртую джхану и пребывал в ней. Эта джхана ― за пределами боли и удовольствия, характерна чистейшей осознанностью, возникающей благодаря покою.

Характерные для этой джханы состояния таковы: покой, нейтральное чувство, умственная невзволнованность, возникающая благодаря успокоению ума, чистота осознанности и единение ума; контакт, чувство, распознавание, активность и ум; рвение, решимость, усердие, осознанность, спокойствие и внимание.

Сфера Безграничного Пространства

Далее, монахи, полностью миновав распознавания форм, с угасанием восприятия, вызываемого органами чувств, не обращающий внимания на множественность, осознавая: “пространство безгранично”, Сарипутта вошёл в Сферу Безграничного Пространства и пребывал в ней.

Характерные для этой сферы состояния таковы: распознавание Сферы Безграничного Пространства и единение ума; контакт, чувство, распознавание, активность и ум; рвение, решимость, усердие, осознанность, спокойствие и внимание.

Сфера Безграничного Сознания

Далее, монахи, полностью миновав Сферу Безграничного Пространства, осознавая: “сознание безгранично”, Сарипутта вошёл в Сферу Безграничного Сознания и пребывал в ней.

Характерные для этой сферы состояния таковы: распознавание сферы безграничного сознания и единение ума; контакт, чувство, распознавание, активность и ум; рвение, решимость, усердие, осознанность, спокойствие и внимание.

Сфера Отсутствия Всего

Далее, монахи, полностью миновав Сферу Безграничного Сознания, осознавая: “здесь ничего нет”, Сарипутта вошёл в Сферу Отсутствия Всего и пребывал в ней.

Характерные для этой сферы состояния таковы: распознавание сферы отсутствия всего и единение ума; контакт, чувство, распознавание, активность и ум; рвение, решимость, усердие, осознанность, спокойствие и внимание.

Далее Сарипутта вошёл в Сферу Ни-Восприятия-Ни-Невосприятия.

СФЕРА НИ-ВОСПРИЯТИЯ-НИ-НЕВОСПРИЯТИЯ

Далее, монахи, полностью миновав сферу отсутствия всего, Сарипутта вошёл в сферу ни-восприятия-ни-невосприятия и пребывал в ней.

Он вышел из этого достигнутого состояния со включённым осознаванием. Сделав так, он созерцал состояния, которые прошли, прекратились, изменились. В отношении этих состояний он пребывал вне влечения и вне отторжения, независимым, отсоединённым, освобождённым, не цепляющимся, с умом, лишённым преград.

И даже в отношении Сферы Ни-Восприятия-Ни-Невосприятия он понял, что и это ещё не конец пути, и можно продвинуться дальше, и далее, войдя в Прекращение Распознавания-Чувства, он убедился, что так оно и есть.

ПРЕКРАЩЕНИЕ РАСПОЗНАВАНИЯ-ЧУВСТВА

Далее, монахи, полностью миновав Сферу Ни-Восприятия-Ни-Невосприятия, Сарипутта вошёл в Прекращение Распознавания-Чувства и пребывал в нём. И его помрачения были уничтожены мудрым видением.

Он вышел из этого достигнутого состояния со включённым осознаванием. Сделав так, он созерцал состояния, которые прошли, прекратились, изменились. В отношении этих состояний он пребывал вне влечения и вне отторжения, независимым, отсоединённым, освобождённым, не цепляющимся, с умом, лишённым преград.

Он понял, что это – конец пути, и дальше продвинуться невозможно. С дальнейшей практикой он убедился в том, что так оно и есть

Монахи, Сарипутта в полной мере воспринял Учение, став моим духовным сыном. Учение продолжается в его лице, он тот, кто продолжает вращать Колесо Учения».

Подпишитесь на рассылку о будущих ретритах, новых переводах Сутт, вопросах по Дхамме и важных новостях.